Особое внимание уделялось политехнической подготовке учащихся сельских школ. Преодолевалась диспропорция в осуществлении принципа соединения обучения с производительным трудом, сложившаяся в 60-х годах не в пользу знаний основ наук. К.А. Иванович подчеркивал, что эффективный труд в современном сельскохозяйственном производстве требует от молодежи высокого уровня общего и политехнического образования, хорошей практической подготовки. Он говорил о необходимости вооружать учащихся знанием научных основ сельскохозяйственного производства (физиологические основы растениеводства и животноводства, физико-химические основы механизации сельского хозяйства и др.).
В 70-х годах осуществляются психологические подходы к изучению трудового становления личности. Появляется новый термин, определяющий важнейшее качество личности – профессиональная мобильность. Исследователи отмечали, что уровень профессиональной мобильности находится в непосредственней зависимости от уровня имеющихся у человека научных знаний.
Активизировались исследования по политехнической подготовке будущего учителя в условиях педагогического вуза.
В 1974 г. проблема совершенствования политехнического образования и трудового воспитания была вынесена на совместное обсуждение с учеными социалистических стран. Международный семинар по политехническому образованию в мае 1974 г. и конференция ученых-педагогов социалистических стран в августе 1974 г. позволили всесторонне проанализировать основные теоретические вопросы политехнического образования и трудового воспитания, собрать и обобщить богатый практический опыт, накопленный у нас в стране и за рубежом.
Однако, наряду с положительным опытом, наблюдалось отставание теории и практики политехнической подготовки, учащихся от запросов общества. Всё это послужило основанием для дальнейших интенсивных разработок дидактических основ политехнического образования, совершенствования трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации школьников. Усилилось внимание к политехнической направленности знаний, определяемых содержанием учебных предметов. Ставился вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки учащихся. Углубились требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. М.Н. Скалкин считал, что «коль скоро школа должна приобщать учащихся к производительному труду, а труд действительно всегда конкретен – совсем не обойтись без какого-то объема профессиональных знаний и навыков общеобразовательной трудовой политехнической школе нельзя. Только эти знания и навыки должны даваться, не взамен и не в ущерб широкой политехнической подготовке, а в дополнение к ней». [1, с. 31].
С середины 80-х годов система трудового обучения была связана с реализацией школьной реформы (1984). Программы трудового обучения строились на политехнической основе, с учётом достижений научно-технического прогресса. Содержание и процесс трудового обучения нацеливались на соединение обучения с производительным трудом и политехническим образованием; воспитание, развитие, профориентацию. Устанавливалось, что трудовое обучение должно быть связано с обязательным общественно полезным, производительным трудом и ежегодной трудовой практикой; вводилось рациональное соотношение базисной (обязательной для всех учащихся) и вариативной (частично изменяемой школой) частей содержания трудового обучения. Предполагалась преемственность трудового обучения в 1 – 4, 5 – 7, 8 – 9 классах, а также между трудовым обучением в неполной средней школе и профессиональной подготовкой в средних ПТУ, средних специальных учебных заведениях.
Как известно, в соответствии с установками февральского Пленума ЦК КПСС в директивные документы о реформе общеобразовательной, принятые в апреле 1984 г., были внесены изменения. Исключены, в частности, требования об обязательном минимуме образования всеми выпускниками школы. Необходимы квалификации по одной из массовых профессий народного хозяйства, а также запись о том, что обучение школьника. Трудовая подготовка учащихся в целом в условиях дифференциации школьного обучения становится всё более вариативной. В различных вариантах организуется по желанию учащихся и их родителей и их профессиональное обучение. В одних школах и межшкольных учебно-производственных комбинатах оно осуществляется в течение 4-х лет (8 – 11 классы), в других – в течение 3-х лет (9 – 11 классы), в-третьих – в течение 2-х лет (10 – 11 классы). Вопрос о выборе варианта решается на месте с учётом сложности профессии, типоразмеров используемого для обучения оборудования, других конкретных условий.
Подробно о педагогике:
Отбор диагностических методик уровня развития трудовых умений и навыков у
дошкольников
Наш детский сад в течение 2008-2009 учебного года работает над проблемой создания условий для трудового развития дошкольников. Основой для планирования раздела "Трудовое воспитание" является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой "Детство". Организация процесса по ...
Информационно-методические центры колледжа как ресурс саморазвития учащихся
Актуальность: совершенствование образовательного процесса в направлении системного формирования культуры самостоятельной деятельности современного учащегося и студента охватывает весь уклад жизни в колледже. Образовательный процесс должен представлять собой организованную жизнедеятельность, обеспеч ...
Педагогические условия реализации рейтингового контроля с целью повышения
эффективности учебного процесса в профессиональном училище
Второй этап эксперимента – формирующий. Цель: разработать методику рейтингового контроля реализовать рейтинговый контроль на уроках по дисциплине «Черчение», с целью повышения эффективности учебного процесса. Разработанную методику мы применили на уроках в экспериментальной группе 133. Планы – конс ...