была речка. Катя взяла Машу к себе на спину. Сняла чулки и пошла
по воде. Катя несла Машу. (9 орфограмм) (По Л. Н. Толстому)
2. Орфограммы парных звонких и глухих согласных
а) Прочитайте слова. Написание каких букв нужно проверять?
Мед, шалаш, сторож, указка, краска, бумажка.
б) Послушайте слова. Что нужно проверять при их написании?
Клюв, лебедь, коляска, пирожки, шкаф.
в) Прочитайте текст. Написание каких слов нужно проверять?
Поход
Ребята пошли в поход. У костра готовили обед. Дежурные достали ложки. Ели вкусный суп. После обеда сидели на травке. Глеб рассказал интересную сказку. Потом друг другу загадывали загадки (9 орфограмм).
г) Послушайте рассказ. Написание каких слов нужно проверять?
Зимой
Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает снег.
У дома большой сугроб, снег занес все дорожки. Дети надели теплые
шубки и шапки. Они весело играют в снежки (8 орфограмм).
Неумение школьников обнаружить в слове орфограмму как «точку» применения специального правила является реальной предпосылкой орфографической ошибки. Не зная, что следует проверять ученик привыкает писать по произношению. Обусловлено это явление прежде всего недоработками методики. Явление прежде всего недоработками методики. Во-первых, очевидна зависимость усвоения орфографии от степени овладения учеником, минимумом фонетических знаний и умений (постановка ударения, распознавание ударных и безударных гласных и т.п.) Во-вторых, в неполных учебниках недостаточно представлены упражнения на нахождение объектов орфографических правил. Действительно, наиболее распространенное упражнение – списать, вставляя пропущенные буквы, где орфограмма уже задана авторами учебников. В – третьих, наблюдения уроков русского языка и выборочный анализ поурочных планов у разных учителей показывают, что в угоду увеличения количества написанных за урок слов в повседневной практике почти полностью отсутствует указанная работа.
В этой связи для обучения нахождению объекта орфографического правила как наиболее эффективные можно рекомендовать следующие упражнения:
а) Объясните, почему в текстах упражнений пропущены определенные буквы.
б) Прослушайте текст. Посчитайте сколько слов нуждаются в проверке. Объясните, какие и почему.
в) Спишите текст, пропуская буквы, нуждающиеся в проверке.
г) Запишите текст. В сомнительных для себя случаях вместо букв оставляйте пробел (Письмо С «дырками»)
Действие по орфографическому правилу
Когда говорят о действиях по орфографическому правилу, имеют в виду прежде всего алгоритмы – отработку языковых операций в определенном порядке. Однако основные трудности владения правилами состоят не столько в последовательности действий, сколько в их содержательной стороне. Как установлено Л. И. Айдаровой. Орфографические трудности рождаются главным образом в плоскости семантических отношений между проверяемым и проверочными словами, они определены отсутствием связи между грамматическими значениями и выражением их отдельными морфемами слова. Действительно младший школьник зачастую не осознает слова садовник и сад однокоренными(сад – это деревья, а садовник – это человек). В начальной школе традиционно отрабатываются два способа проверки: изменение того же слова и подбор однокоренного слова. И хотя практическим умением образовывать новые формы и слова учащиеся владеют, они не умеют делать это произвольно по специальному заданию».
В процессе экспериментальной работы Н,С, Рождественский доказал большое значение выделения и составления групп однокоренных слов. Он рекомендует как можно раньше развивать у школьников элементарное осознание родства между словами.
«Важно подбирать роды однокоренных слов так, чтобы каждый ряд начинался с опорного слова (затем оно будет осознаваться как проверочное, контрольное) опираясь на которое ученики могли бы правильно писать все слова данного ряда или группы». Подробную работу следует начинать уже с периода обучения грамоте.
Не менее важно чтобы дети сознательно действовали, выбирая способы проверки и соблюдая все необходимые и достаточные условия проверки – смысловые и фонетические (гласный становится ударным; после согласного гласный или сонорный).
Задание 1. Цель: Проверить умение различать способы проверки.
а) Спишите. Слова, которые являются изменением данных слов, подчеркните одной чертой, а однокоренные – двумя чертами.
Морозы – мороз, морозный,
Мост – мосты, мостить,
Лыжа – лыжня, лыжи
Мягкий – мягкий, мягок
б) Сначала измените данное слово, а затем припишите к нему однокоренное.
Образец: огород – огороды, огородник,
Плот -…, гриб - …, столб - …, дуб - …, арбуз - …, молод - …, мост –
Задание 2. Цель: Проверить сформированность умения соблюдать все необходимые и достаточные условия проверки.
Выбор проверочного слова для безударных гласных корня.
Написанные на карточках слова разложите в два столбика. В первый столбик положите слова, в которых гласную в корне надо проверять во второй – те, с помощью которых эту гласную можно проверять.
Подробно о педагогике:
Методика использования малых форм фольклора в работе с детьми пяти-шести
лет
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразео ...
Письмо как средство контроля
Письмо, наконец, следует использовать в качестве средства контроля. Оно позволяет выявлять знания значений слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков в доступной для каждого ученика форме и при малой затрате времени. При этом мы исходим из того, что проверяется ...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей с несформированными
сенсорными предпосылками
У ребёнка 3-х лет несовершенно ещё функционирует центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы периферического речевого аппарата ещё слабо натренированы. Всё это приводит к тому, что ребёнок неточно различает звуки речи на слух. Поэтому для правил ...