Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Актуально о образовании » Формирование интереса к обучению у младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Страница 3

1) Мотивы, связанные с содержанием учения. Ребенка побуждает учиться стремление узнавать новые факты, получать новые знания, овладевать новыми умениями и навыками, осваивать способы действия, проникать в суть явлений.

2) Мотивы, связанные с процессом учения. Учиться детей побуждает заложенное в них стремление к интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе нахождения решений трудных задач и др.

Во-вторых, мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, то есть, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) Широкие социальные мотивы, которые включают в себя:

- мотивы долга и ответственности перед обществом в целом, перед родителями, перед учителем и т.п.;

- мотивы самоопределения (понимание значимости знаний для своего будущего, желание подготовиться к будущей учебе в вузе, найти хорошую работу и др.);

- мотивы самосовершенствования (стать умнее, развить в себе важные интеллектуальные и личностные качества).

2) Узколичные мотивы. Они у каждого ученика свои и включают в себя:

- мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителя, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки и др.);

- престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, желание быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников и др.);

- отрицательные мотивы (желание избежать неприятностей, которые могут возникнуть из-за плохих отметок со стороны учителей, родителей, стремление избегать отрицательных эмоций и др.)

Могут быть и какие-то другие мотивы, побуждающие учеников заниматься учебной деятельностью. Как узнать, какой мотивы у данного конкретного ребенка является определяющим?

Можно выяснить это в беседе с ребенком, задавая ему и прямые, и косвенные вопросы об учебе и о школе. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок «Школа», «Моя школа», «Мой класс» и другие, а потом обсудить его с ребенком. Если выясниться, что определяющим является какой-то косвенный мотив, не связанный с познанием, то необходимо проводить с ребенком работу по формированию у него познавательных мотивов, поскольку именно они и являются основными мотивами учебной деятельности. Ведь, если ребенок ходит в школу только для того, чтобы «получать хорошие отметки», то в школе он занимается не учебной деятельностью как таковой (то есть приобретением новых знаний, умений и навыков), а деятельностью, которую можно назвать «получение хороших отметок» (то есть все усилия прилагает к тому, чтобы любым способом получить хорошую отметку).

В соответствии с психологической формулой интерес ≈ стимул ≈ реакция на стимул ≈ мотив действия ≈ само действие, лишив ребенка стимула, трудно ожидать от него успешного решения учебных задач.

Что может быть стимулом к определенному виду деятельности?

Рассмотрим понятие «стимул» как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями. Именно стимул, как инициирующий и регулирующий фактор поведения, определяет тот или иной тип мотивации.

Как только такой фактор находится вне личности и ее поведения, то есть обусловлен внешней средой, мотивация становится внешней, а поведение внешне мотивированным. В отношении учебной деятельности внешними факторами становятся все виды подкреплений, которые мы используем как меры педагогического воздействия (наказание, поощрение, похвала .).

Ребенку пообещали купить то, о чем он уже давно мечтал, при условии, что он станет лучше учиться. Вполне возможно, что успеваемость в таком случае значительно улучшится, ребенок станет более старательно выполнять домашние задания, проявлять активность на уроке, перестанет опаздывать в школу. Однако такие позитивные изменения могут иметь место лишь до момента получения обещанного.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего обучения" на уроках
В данном разделе рассмотрим такие вопросы как: 1) Групповые формы учебной деятельности; 2) Технологии педагогов-новаторов. Крупнейшие психологи и педагоги нашей страны:, Леонтьев, Эльконин, Давыдов, Рахимов, Заиков, Реан – работали над данной проблемой. Исходная форма коллективного творчества в уче ...

Особенности логопедической работы по формированию образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР
Формирующий этап эксперимента осуществлялся нами в период с октября 2009 года по апрель 2010года. Цель формирующего этапа эксперимента – сформировать образно-выразительные средства речи у дошкольников с ОНР (III уровень). Составляя систему логопедической работы по формированию образно-выразительных ...

Дидактические принципы в условиях компьютерного обучения
В последнее время встает вопрос – как использовать компьютерные технологии в обучении и нужны ли они, ведь раньше спокойно обходились и без них. Но прогресс не стоит на месте, а значит, и отказываться от новых внедрений нецелесообразно. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные воз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru