В связи с этим современное обучение должно стремиться к приобретению новых черт, отражающих как специфику современной культуры, так и специфичность мировосприятия и мироощущения «нового» ученика.
Многие поколения учителей-методистов говорили о необходимости замены на уроке одного вида деятельности другим. Учителя, которые успешно это делают, таким образом не дают накапливаться у детей усталости, поддерживают на уроке интерес к работе, обеспечиваю разнонаправленность внимания. Однако в целом, как известно, интерес к урокам не только не повышается у младших школьников, но и становится меньше.
Очень важно, организуя урок для ребенка, стоящего в самом начале долгого ученического пути, в первую очередь опираться на то, что он умеет, чем он обладает. А обладает он развитым непроизвольным вниманием. Формируя у учащихся навыки произвольного внимания, мы будем учить ребенка учиться, но этот процесс не завершается за один день или даже год. Следовательно, просто нет оснований в начале обучения (может быть, вообще в начальной школе) строить работу с учащимися, исходя из того, что они пришли учиться и обязаны слушать, запоминать, описывать и так далее. Такую практику обучения многие из нас наблюдали, сами будучи учениками. Интерес к обучению от такой методики не возрастает, скорее, наоборот.
Непроизвольное внимание пассивно. Но именно оно помогает «включить» ребенка в процесс приобретения знаний. Именно на него опирается опытный учитель, без нажима, без команды умеющий вовлечь учеников в какой-либо вид деятельности. Этот стиль работы приобретает особое значение сейчас, когда в школу пришли шестилетние дети. Организовать с ними успешное обучение возможно лишь в том случае, если ребенок будет субъектом для учителя, именно он будет, с подачи учителя, «раскручивать» весь процесс познания на уроке. Учителю же в таком случае остается трудная, многогранная роль, говоря в телевизионных терминах, режиссера урока, оператора, ведущего, который формирует и направляет мысль, выбирает угол зрения, комментирует происходящее. То есть учитель во главу угла ставит не материал с его особенностями, а ребенка – с его особенностями.
Об этом говорит и все более широкое распространение в начальной школе игры как эффективного методического приема, совмещающего в себе использование непроизвольного внимания детей, участвующих в игре, занятых ею (элементы соревновательности, неизвестность конечного результата и тому подобное), и познавательных интересов, познавательных способностей детей. При этом учитель дифференцирует участие детей в игре, они вступают в игру по знаку учителя: сначала говорят те, кому доступно обнаружить лишь очевидные факты, отдельные элементы, затем наступает очередь тех, кто способен обобщить, сделать вывод, перенести знание на другой предмет.
Игра, таким образом, дает возможность всем детям внешне равноправно участвовать в игре и не чувствовать свою неспособность (щадящее отношение к личности, поощрение за то, что доступно ребенку), внутренняя же структура игры обнаруживает уровни, дифференцированность участия детей, незаметные для самих участников.
Ненасильственное вовлечение детей в учебный процесс, проходящий в форме игры, использование их непроизвольного внимания – это своего рода достижение современной практики обучения, хотя и медленно, но все-таки меняющей свой стиль.
Не менее важным в конструкции современного урока наряду с непроизвольным вниманием является правильная и своевременная замена одного вида деятельности учащихся на другой, расчлененность урока на фрагменты. Однако такая «мозаичность» урока – не бесцельное чередование методов и приемов, а гармоничная картина, хоть и составленная из разных кусочков, но представляющая собой нечто цельное, имеющее идею, смысл, конкретное назначение. Такой урок исключительно логичен, но его логика отличается от логики того урока, где каждый последующий фрагмент развивает мысль предыдущего. Здесь логика заключается в идее достижения цели. Ученик, непроизвольно «внимая» учителю, мотивированно выполняя работу, «впитывает» рассматриваемый материал, усваивает его легко и естественно. Но непроизвольно он не может «внимать» долго, если материал выглядит однообразно. Нужна яркая мозаика, нужно менять «картинки», прерывать какой-то фрагмент с тем, чтобы вернуться к нему, но уже с новыми знаниями.
Подробно о педагогике:
Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного
возраста
дидактический игра цвет дошкольник Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного пе ...
Методики исследования и разработка психодиагностики
коррекционной программы развития познавательных процессов школьников
Для исследования долговременной и кратковременной памяти существует достаточно разнообразных методик. Но принимая во внимание возраст испытуемых (учащиеся 1 А класса в возрасте 8 лет) наиболее подходящие из них: Методика А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов». Одна из наиболее часто применяющихся методик, ...
Виды танцев. Требования к танцевальным движениям для
младших дошкольников
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов: танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения; свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие ...