Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников

Актуально о образовании » Игра как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста » Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников

Страница 1

Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.М. Горький, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, Д.Б. Эльконин и др.).

Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Практические задачи, которые должен решить в игре ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне. Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения, преодолевается так называемый «познавательный эгоцентризм». (Д.Б. Эльконин)

Урунтаева Г.А. раскрывает влияние игры на формирование различных психических процессов:

Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.). [8, с. 172]

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...

Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Изучение представлений детей разного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) об окружающем мире является одной из составляющих психологических и педагогических исследований, направленных на понимание особенностей психического развития этих категорий детей в различных условиях обучени ...

Примерный тематический план занятий учебно-тренировочной группы
№ п/п Наименование темы Количество часов всего Теоретические занятия Практические занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Физическая культура и спорт в РФ Краткие сведения о строении и функциях организма Врачебный контроль, самоконтроль Меры предупреждения травм Гимнастическая терминология Общая и специаль ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru