Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности

Актуально о образовании » Игра как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста » Выявление уровня умственного развития в игровой деятельности

Страница 1

Для реализации задач исследования мы провели 3 этапа опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Согласно одной из задач, следовало выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста. Поэтому на первом констатирующем этапе мы использовали методики для выявления уровня развития психических процессов: внимания, мышления, памяти. Эти методики носят преимущественно игровой характер и описаны в книгах «Диагностика и коррекция психического развития дошкольника» под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько [2] и «Развиваем в игре: пособие для педагогов и практических психологов» О.А. Анищенко [1]. Исследование проводилось на подгруппе детей из 10 человек.

Сначала мы изучили уровень развития внимания. Для получения более достоверных сведений проводились по 2–3 методики на исследование каждого психического процесса.

Задание 1. «Недостающие детали»

Цель: выявить объем произвольного внимания

Материал: картинки с недорисованными фрагментами

Ход исследования: Тест содержит 10 рисунков предметов, где у каждого предмета недостает какой-либо детали. Ребенок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Максимальное количество баллов 10. Результаты зафиксированы в таблице 1 (приложение 1).

Таким образом, мы выявили, что средний балл по группе составляет – 7,0. Этот показатель выше среднего. Средний уровень объема произвольного внимания выявлен у 4-х детей (40%), выше среднего у 3-х (30%) и высокий у 3-х (30%).

Задание 2.

Цель: выявить устойчивость произвольного внимания

Материал: сказка, бумага, карандаш

Ход исследования: ребенку читается сказка «Репка». Темп чтения обычный. Ребенок должен черточкой на бумаге отмечать слово «репка». Каждое отмеченное слово – 1 балл, максимальное количество – 5/5. Ошибки в первой части говорят об отвлечении, несосредоточенности внимания, а во второй части – характеризуют неустойчивость внимания. Результаты исследования в таблице 2 (приложение 1).

Мы получили балл по группе – 3,8/4. Это уровень выше среднего. При этом средний уровень у 2-х детей (20%), выше среднего у 5-ти (50%) и высокий у 3-х (30%).

Следующим исследовался уровень развития мышления.

Задание 3. «Последовательные картинки»

Цель: изучение уровня сформированности анализа и синтеза как мыслительных операций.

Материал: серии картинок, объединенных одним сюжетом («Мостик», «Кукла», «Стирка»).

Ход исследования: Испытуемому предлагаются отдельные сюжетные картинки, расположенные в случайном порядке, по которым следует сложить целый сюжет-рассказ.

Оценка: 2 очка за решение задачи «Мостик» в порядке абв с первой попытки самостоятельно. 1 очко за решение в порядке абв со второй попытки, с подсказкой. 2 очка за решение задачи «Кукла» и «Стирка» в порядке абв и абвг с первой попытки самостоятельно. 1 очко за решение со второй попытки и при косвенной подсказке. Максимальное количество очков – 6.

Результаты отражены в таблице 3 (приложение1).

Средний балл в группе – 3,6. Это средний уровень сформированности операций анализа и синтеза. Отдельные дети показали такие результаты: низкий 2 человека (20%), средний – 6 (60%), высокий – 2 (20%).

Задание 4. «Четвертый лишний»

Цель: изучение сформированности обобщения как мыслительной операции.

Материал: картинки, где присутствует лишний предмет

Ход исследования: Ребенку предъявляется карточка с изображением четырех предметов, три из которых относятся к определенному классу, а четвертый не относится. За каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл. Максимальное количество – 6. Результаты содержатся в таблице 4 (приложение 1).

По группе можно определить балл 4,0, что соответствует среднему уровню. Иногда дети спешили с ответом и ошибались, потому 6 баллов никто не получил, но к высокому уровню можно отнести 3-х детей (30%), а остальных 7 к среднему (70%).

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Характеристика базы и методов исследования
Исследование проводилось на базе БОУ "СОШ № 162". Адрес школы - улица Лобкова, 4. Директор школы - Чубарева Ирина Николаевна. Школа была открыта в 1930 году. Она относилась к Омскому кусту школ Западно-Сибирской железной дороги и считалась железнодорожной школой № 2 имени В.И. Ленина. В 1 ...

Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические системы и место дидактических игр в них
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную осо ...

Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято назыв ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru