Методическая редукция – это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.
В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции:
лингвистическую трансформацию учебного материала – это преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися;
вербальность и метафоричность формулировок заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации формации замещаются на устную, словесную форму;
элиминацию менее важных аспектов из содержания учебного материала;
мнемотехнику – прием заключается в облегчении понимания и запоминания путем создании искусственных ассоциаций;
операциональные определения технических понятий позволяют установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционного состава действий с объектами учебного познания;
остенсивные определения технических понятий представляют собой установления соответствия между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение.
Приемы методической редукции должны выбираться с учётом способностей учащихся к пониманию и запоминанию.
Цель – заранее запрограммированный результат, достигаемый человеком в процессе осуществления той или иной деятельности.
Триединая цель урока – заранее запрограммированный педагогом результат, достигаемый в результате педагогом и учащимися в конце урока.
Конкретизация обучающей и когнитивной целей
Прежде чем педагог начнет занятие, он должен ясно понимать результаты деятельности учащихся на уроке. Таким образом, в рамках подготовки к уроку перед ним стоит задача - определить учебные цели занятия.
В отечественной педагогике распространена точка зрения на то, что цель урока должна определить отбор содержания, т. е. должна быть поставлена перед проведением методического анализа. Поэтому очень часто Цели урока в учебных заведениях профессионально-технического образования носят характер общих установок, требований квалификационных характеристик, задач образовательной системы. Общая цель может служить только отбору содержания учебного материала урока. Отобранное и сконструированное в ходе методического анализа содержание позволяет выявить и сформулировать конкретные, достижимые для учащихся и преподавателя цели урока.
В 1956 г. В. Блум и его сотрудники описали таксономию учебных целей. Для преподавателя представляет интерес классификация учебных целей для когнитивной области. В. Блум выделил шесть когнитивных уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. На каждом когнитивном уровне учащийся может выполнять соответствующие этому уровню виды деятельности.
В нашем исследовании под когнитивной целью следует понимать цель, которая формулируется преподавателем для учащихся и описывает планируемый на заданном когнитивном уровне результат их учебно-познавательной деятельности на уроке.
Под обучающей целью мы понимаем цель, которая формулируется для преподавателя и описывает планируемый результат его педагогической деятельности на уроке.
Конкретизация:
При отборе содержания учебного материала формулируется общая цель;
В результате анализа формируется конкретные достигаемые цели.
Подробно о педагогике:
Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель исследования – выявить динамику физической подготовленности студенток специализирующихся по циклу «оздоровительный фитнесс». Задачи исследования – студенток специализации «оздоровительный фитнесс». 1. Исследовать начальный уровень физической подготовленности студенток. 2. Анализ динамики показ ...
Моделирование и проведение формирующего эксперимента
В данном параграфе описание хода и результата экспериментальной работы по апробации и внедрению элементов системы дидактических игр (Приложение 2), предложенной Т.В.Башаевой, направленных на освоение практических действий, формирование представлений о эталонах цвета и умственных действий по восприя ...
Физкультурное занятие как основная форма организации обучения физическим
упражнениям
Физкультурное занятие - это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений, содействуют развитию ра ...