Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, сказки, рассказы, стихи, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждении о том, почему в загадке используются сравнения, во фразеологизме – различные словосочетания (21).
Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. предлагают поэтапное введение малых форм фольклора в работу с детьми (21,С.137).
Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются фольклорные праздники, где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.
Содержание работы подчиняется образовательной цели обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, типизирующих различные явления жизни.
Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.
Ушакова О.С. и Гавриш Н.В. выделяют критерии отбора пословиц и поговорок:
1) семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;
2) художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;
3) частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.
Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний.
Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи).
Илларионова Ю.Г. раскрывает цель, значение загадок и методику работы с загадками (5).
Цель использования загадок – научить детей видеть за образным описанием реальный предмет, его особенности, а не запоминать отгадки к загадке.
Значение загадок:
Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.
Требования к подбору загадок:
Младший дошкольный возраст – загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются. Использовать загадки в которых используются яркие внешние признаки. Но не должны быть слишком подробные.
Средний дошкольный возраст – загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.
Старший дошкольный возраст – загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.
Подробно о педагогике:
Выявление эффективности учебного процесса в профессиональном училище с
помощью традиционных средств контроля
Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении. Задачи: провести анкетирование педагогов; изучить учебно-методическую документацию профессионального училища; выбрать группы для проведения эксперимента; провести контрольный срез; провест ...
Комплекс орфографических упражнений с
использованием средств ИКТ
Как было отмечено в теоретической части нашего исследования, навык правописания характеризуется двумя основными параметрами: сознательностью орфографического действия и уровнем его автоматизации. Достичь высокого уровня автоматизма действие может в результате его многократного повторения. В то же в ...
Место методики обучения технологии в теории обучения
Теория и методика обучения технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она представляет собой ветвь дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Можно построить следующую цепочку в общей системе педагогичес ...