Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

образный речь фольклор педагогика

После изучения теоретического материала по проблеме "Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора", мы определили цель констатирующего эксперимента: выявить особенности образной речи у детей пяти-шести лет. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:

- подобрать и адаптировать методику выявления особенностей образности речи у детей;

- выявить уровень развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста;

- определить логику и содержание формирующего эксперимента.

В процессе обследования уровня образности речи, мы использовали методику Н.В. Гавриш, опубликованную в книге О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной "Развитие речи детей дошкольного возраста". За основу мы взяли три серии заданий на выявление уровня развития образной речи (20,С.252).

1 серия заданий: определение понимания детьми значения фразеологизмов.

Каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, для выявления, того как оно понимается. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально (протоколы эксперимента см.Приложение 2).

Уровни, по которым оценивались ответы детей:

Высокий уровень – ребенок без затруднений дает правильные ответы, правильно понимает смысл фразеологизмов;

Средний уровень – ребенок испытывает небольшие затруднения, передает прямой смысл фразеологизмов;

Низкий уровень – не понимает фразеологизмов, дает отрицательные ответы.

2 серия заданий: выявления понимания детьми смысла пословиц. Ребенку предлагается объяснить, как он понимает пословицы. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально (протоколы эксперимента см.Приложение 3).

Уровни, по которым оценивались ответы детей:

Высокий уровень – правильно понимает смысл пословицы и ее предназначение;

Средний уровень – передает прямой смысл пословицы;

Низкий уровень – ребенок не понимает смысл пословицы.

3 серия заданий: направлена, на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, выделять средства художественной выразительности из текста загадок. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально (протоколы эксперимента см. Приложение 4). Детям предлагаются три загадки.

- Спозаранку за окошком

- У меня длинней иголки, чем у елки.

Стук и звон и кутерьма

Очень прямо я расту в высоту.

По прямым стальным дорожкам

Если я на опушке,

Ходят красные дома (Поезд, трамвай)

Ветви только на макушке. (Сосна)

- В красной шапке расшитой

В черненьком кафтане

Знаменит в семье лесной песенкой смешной

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук, да тра-та-та. (Дятел)

После каждой загадки ему задаются вопросы:

- Как ты догадался, что это поезд? (понимание метафоры)

- С чем сравнивают сосну?

- Почему сравнивают трамвай с домами? (выделение сравнений)

- Как можно по другому сказать о дятле?

- С чем можно сравнить поезд?

Уровни, по которым оценивались ответы детей:

Высокий уровень – ребенок понимает художественный образ в загадке, вычленяет сравнения, эпитеты, осознает метафоры;

Средний уровень – ребенок затрудняется в понимании художественного образа в загадке, вычленение сравнений и эпитетов с ошибками;

Низкий уровень – ребенок не понимает художественный образ, не вычленяет сравнений, эпитетов, не осознает метафор.

Весь констатирующий эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально с целью получения достоверных результатов. В эксперименте принимали участие дети двух групп МДОУ "Детский сад №6" Приморского района, Архангельской области. Возраст детей пять-шесть лет, каждая группа по шестнадцать-семнадцать человек.

Подробно о педагогике:

Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы
В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании, сетевая модель реализации образовательных программ (дальше – сетевая форма) обеспечивает шанс ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную активность, в том числе иностранн ...

Роль деятельностного метода обучения в реализации современных образовательных целей
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной ...

Механизмы макроуправления образованием
Успешность управления региональной образовательной системой зависит в значительной степени от успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядро управленческой деятельности и от того, насколько качественными получаются продукты этой деятельности, воплощенные в проектно - нормативную ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru