образный речь фольклор педагогика
После изучения теоретического материала по проблеме "Развитие образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора", мы определили цель констатирующего эксперимента: выявить особенности образной речи у детей пяти-шести лет. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
- подобрать и адаптировать методику выявления особенностей образности речи у детей;
- выявить уровень развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста;
- определить логику и содержание формирующего эксперимента.
В процессе обследования уровня образности речи, мы использовали методику Н.В. Гавриш, опубликованную в книге О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной "Развитие речи детей дошкольного возраста". За основу мы взяли три серии заданий на выявление уровня развития образной речи (20,С.252).
1 серия заданий: определение понимания детьми значения фразеологизмов.
Каждое выражение дается ребенку в изолированном виде, для выявления, того как оно понимается. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально (протоколы эксперимента см.Приложение 2).
Уровни, по которым оценивались ответы детей:
Высокий уровень – ребенок без затруднений дает правильные ответы, правильно понимает смысл фразеологизмов;
Средний уровень – ребенок испытывает небольшие затруднения, передает прямой смысл фразеологизмов;
Низкий уровень – не понимает фразеологизмов, дает отрицательные ответы.
2 серия заданий: выявления понимания детьми смысла пословиц. Ребенку предлагается объяснить, как он понимает пословицы. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально (протоколы эксперимента см.Приложение 3).
Уровни, по которым оценивались ответы детей:
Высокий уровень – правильно понимает смысл пословицы и ее предназначение;
Средний уровень – передает прямой смысл пословицы;
Низкий уровень – ребенок не понимает смысл пословицы.
3 серия заданий: направлена, на выявление умения детей воспринимать и понимать образное содержание загадок, выделять средства художественной выразительности из текста загадок. Беседа с каждым ребенком проводится индивидуально (протоколы эксперимента см. Приложение 4). Детям предлагаются три загадки.
- Спозаранку за окошком
- У меня длинней иголки, чем у елки.
Стук и звон и кутерьма
Очень прямо я расту в высоту.
По прямым стальным дорожкам
Если я на опушке,
Ходят красные дома (Поезд, трамвай)
Ветви только на макушке. (Сосна)
- В красной шапке расшитой
В черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной песенкой смешной
Что за песня-красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та. (Дятел)
После каждой загадки ему задаются вопросы:
- Как ты догадался, что это поезд? (понимание метафоры)
- С чем сравнивают сосну?
- Почему сравнивают трамвай с домами? (выделение сравнений)
- Как можно по другому сказать о дятле?
- С чем можно сравнить поезд?
Уровни, по которым оценивались ответы детей:
Высокий уровень – ребенок понимает художественный образ в загадке, вычленяет сравнения, эпитеты, осознает метафоры;
Средний уровень – ребенок затрудняется в понимании художественного образа в загадке, вычленение сравнений и эпитетов с ошибками;
Низкий уровень – ребенок не понимает художественный образ, не вычленяет сравнений, эпитетов, не осознает метафор.
Весь констатирующий эксперимент проводится с каждым ребенком индивидуально с целью получения достоверных результатов. В эксперименте принимали участие дети двух групп МДОУ "Детский сад №6" Приморского района, Архангельской области. Возраст детей пять-шесть лет, каждая группа по шестнадцать-семнадцать человек.
Подробно о педагогике:
Орфографическая грамотность как часть языковой культуры
Русский язык считается одним из самых трудных предметов изучаемых в школе, несмотря на то, что знание родного языка дается с детства. Русский язык - это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение родному языку должно включать в себя три составляющих: языкознание, психологию и методику. ...
Современные проблемы технологического образования школьников
27 июня 2000 г. в Министерстве образования РФ состоялось заседание коллегии, на котором были обсуждены проблемы и перспективы развития образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовка учащихся к трудовой деятельности. Выступавшие на коллегии и ...
Понятие профессиональная
компетентность педагога
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педаго ...