Правила работы с тревожными детьми:
1) избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих время.
2) не сравнивайте ребенка с окружающими.
3) избегайте чаще используйте телесные контакты, упражнения на релаксацию
4) способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
5) чаще обращайтесь к нему по имени.
6) демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7) не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8) будьте последовательны в воспитании ребенка.
9) старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
10) используйте наказание в крайних случаях.
11) не унижайте ребенка наказывая его.
Профилактика тревожности по Е.В. Новиковой и Б.И. Кочубею
1) общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2) будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин, то что вы разрешали раньше.
3) учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом удается какой либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить.
4) доверяйте ребенку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
5) если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем принесли радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Работа с тревожными детьми
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1) повышение самооценки – надо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей. Играть в «Я дарю тебе…», «Комплименты».
2) обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях – избегать сравнения детей друг с другом. Нельзя сообщать о неудачах ребенка родителям. Полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры, совместно со взрослыми сочинять сказки и истории, это учит выражать ребенка свою тревогу и страх.
снятие мышечного напряжения – упражнения на релаксацию, массаж, техника глубокого дыхания.
Для того чтобы выявить уровень тревожности у младшего школьника нужно провести следующие диагностические методики: «Шкала тревожности Кондаша», тест М. Люшера и анализ учебной документации. Эти методики являются эффективными в изучении данной проблемы. Так же для оптимизации уровня тревожности можно использовать коррекционно-развивающую программу, состоящую из 10 занятий, направленных на преодоление собственных страхов, на умение справляться с собственной тревожностью, на осознание собственного «Я», способствовать развитию общительности и активности, научиться понимать собственные эмоции и адекватно их выражать. Данная программа опробированна и принесла результат при работе с тревожными детьми.
Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми:
1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка.
Подробно о педагогике:
Особенности развития лыж и лыжного спорта
Лыжи как средство, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по глубокому снегу, появились в глубокой древности, о чем свидетельствуют наскальные изображения, обнаруженные российскими археологами А.М. Линевским в 1926 году и В.И. Равдоникасом в 1936 году в местечке Басовы Следки и Зала ...
Цели, содержание и технология обучения
диалогической речи
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях. Для реализации цели необходимо у учащихся развивать навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащие ...
Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного
возраста
дидактический игра цвет дошкольник Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного пе ...