Для закрепления орфографических навыков требуется выполнение большого количества упражнений. В то же время следует отметить, что навык письма у младших школьников еще несовершенен и скорость выполнения упражнений в письменной форме недостаточно высока. Сам процесс письма требует от учащихся распределения внимания, поскольку навык правописания является лишь отдельным компонентом речевой деятельности в ее письменной форме. В связи с этим письменным упражнениям в организации нашего формирующего эксперимента предшествовали упражнения в компьютерном варианте, где перед учащимися ставилась задача, используя манипулятор мышь и действия, направленные на перемещение необходимых элементов, выполнить данные упражнения.
Какие буквы «спорят»? Какие «побеждают»?
Работа над предлогами.
Правописание предлогов вызывает у детей определенную трудность. В учебнике русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п, с, ц пишутся отдельно от других слов».
Некоторые дети, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги, похожие на предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда находятся учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе, несмотря на большую работу над этим правилом.
Приведем примеры упражнений, которые применялись нами при закреплении навыков раздельного написания предлогов.
Помогите вернуть предлоги на свои места.
Добавьте необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось.
лото лапту
мяч играет гитаре
скрипке пластинка
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне.
В обучении правописанию безударных гласных в корне слов начальная школа достигла значительных успехов. Вместе с тем в работах младших школьников встречаются ошибки, вызванные неумением учащихся найти объект правила (ученик не может выделить, например, безударную гласную или корень слова), либо неумением пользоваться правилом (ученик не может подобрать однокоренные слова вследствие малого запаса слов, не может изменить слово так, чтобы безударная гласная стояла под ударением, подбирает в качестве проверки не однокоренные слова, а слова, близкие по звучанию: слизал сметану – лез, посидел на скамейке – сед. Учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, в какой морфеме содержится сомнительный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.
Приведем примеры упражнений и дидактических игр, которые учитель может использовать в работе под правилом правописания безударных гласных:
Подробно о педагогике:
Предрасполагающие и вызывающие факторы возникновения заикания у детей дошкольного
возраста
До сих пор нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при ...
Проблемы управления образовательной системой в контексте трансформации
образования в России
Несмотря на существующее множество национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия в принятии решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная. Централизованная модель управления системой обра ...
Динамика повышения эффективности учебного процесса при использовании
рейтингового контроля
Третий этап эксперимента – контрольный. Цель: определить повысилась ли эффективность процесса обучения по предмету «Черчение» при реализации рейтингового контроля. Для этого мы провели сравнение критериев эффективности учебного процесса выявленных в главе 2.1. и главе 2.2. (Таблица 14) Таблица 14 - ...