После реализации программы формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, направленный на выявление динамики развития орфографических навыков у испытуемых контрольного и экспериментального классов. Исследование навыков осуществлялось с учетом тех же параметров и на основе тех же методик, которые использовались на этапе констатирующего среза.
По параметру «автоматизм орфографического действия» исследование осуществлялось на основе анализа текстов изложений испытуемых, по параметру «сознательность орфографического действия» - на основе анализа результатов выполнения грамматических заданий к тексту диктанта.
Языковой фон предлагаемых учащимся заданий по сравнению с заданиями на этапе констатирующего среза был изменен с учетом пройденного за этот период материала.
Результаты были подвергнуты сравнительному анализу.
Рис.5. Распределение учащихся контрольного класса по уровням развития орфографических навыков до и после эксперимента (изложение).
Как показывают представленные на рисунке данные, существенных изменений в уровнях орфографической грамотности учащихся не произошло, хотя наблюдается незначительное увеличение показателей высокого уровня за счет показателей среднего (на 7%).
Рис.6.Распределение учащихся экспериментального класса по уровням развития орфографических навыков до и после эксперимента (изложение).
Как показывают представленные на рисунке данные, в экспериментальном классе показатели высокого уровня практически не изменились, однако произошло существенное изменение показателей низкого уровня (с 37% до 10%), а также увеличение среднего уровня (с 53% до 79%).
Рис.7.Распределение учащихся контрольного класса по уровням развития орфографических навыков до и после эксперимента (диктант с грамматическим заданием).
Данные, представленные на рисунке, позволяют сделать заключение, что в контрольном классе наблюдаются по исследуемому параметру незначительные изменения: показатели высокого уровня не изменились, показатели среднего увеличились на 6%, соответственно снизились показатели низкого уровня.
Рис.8.Распределение учащихся экспериментального класса по уровням развития орфографических навыков до и после эксперимента (диктант с грамматическим заданием).
Как показывают данные, представленные на рисунке, показатели высокого уровня в этой группе испытуемых увеличились на 16%, показатели низкого уровня снизились на 22%, средний уровень изменился незначительно.
Рис.9.Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровням развития орфографических навыков после эксперимента (изложение).
Рис.10.Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровням развития орфографических навыков после эксперимента (диктант с грамматическим заданием).
Данные, представленные на рисунках 9 и 10, демонстрируют существенные различия в показателях низкого уровня в контрольном и экспериментальном классах по параметру «автоматизм орфографического действия» (на 31%). Показатели среднего уровня по этому параметру в экспериментальном классе превосходят соответствующие показатели в контрольном на 22%, показатели высокого уровня — на 9%. По параметру «сознательность орфографического действия» показатели низкого уровня в экспериментальном классе существенно ниже показателей в контрольном классе (на 14%), показатели высокого уровня выше на 10%.
Подробно о педагогике:
Характеристика базы и методов исследования
Исследование проводилось на базе БОУ "СОШ № 162". Адрес школы - улица Лобкова, 4. Директор школы - Чубарева Ирина Николаевна. Школа была открыта в 1930 году. Она относилась к Омскому кусту школ Западно-Сибирской железной дороги и считалась железнодорожной школой № 2 имени В.И. Ленина. В 1 ...
Понятие о фольклоре
Термин "фольклор", который в 1846 году ввел в науку английский ученый У.Дж. Томс, в переводе означает " народная мудрость". В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта (жилье, одежда, кулинарные рецепты), русс ...
Принципы формирования готовности к межкультурной коммуникации
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерн ...