Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно знать, как происходит придумывание и фантазирование и каким образом достигается результат.
Под влиянием окружающей действительности у художника возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплотит художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая и должна отвечать замыслу.
Замысел — это структурный элемент композиции — средства для художественной идеи.
Композиция — конкретный метод гармонии средств и умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств
Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.
Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.
Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.
Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
Абстрагирование — это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.
Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, предметы декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты цивилизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.
Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различим ч методов эвристики и проектирования.
Эвристика — метод интенсификации творческого мышления.
Методы проектирования — методы решения проектной задачи.
Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».
Озарение — получение окончательного оптимального решения.
Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может и роится по единой проектной методике:
1) осмысление проблемной ситуации;
2) предпроектный анализ;
3) определение принципов и средств решения задачи;
4) формирование формального образа;
5) анализ проектной ситуации;
6) эскизный поиск принципиальных решений;
7) проектная проработка.
Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:
информационный
аналитический — исследовательская часть;
синтетический
коммуникативный — практическая часть.
Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера.
Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений. Творческими источниками могут быть: произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно – прикладного искусства, форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне - все это дает пищу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная профессиональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении (К.Диор признавался: «Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья.»);
Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками. Одни — использовали народный костюм, другие — возвращались к одежде разных периодов XX в. (ретромоде) и там черпали идеи, третьи — были апологетами классики, четвертые — брали идеи (корсет, кринолин и пр.) в истории костюма.
Некоторые известные Кутюрье, такие как П. Карден, П. Рабанн, И. Мияке, Р. Кавакубо, исповедуют принцип «не оглядываться назад». Они не используют в качестве творческих источников ни исторический костюм, ни ретромоду, ни классику, а изобретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления, новый подход к ношению одежды.
Подробно о педагогике:
Семья как социальный институт духовно-нравственного формирования ребенка
Семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой духовно-нравственного формирования личности ребенка и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни. Развитие общественных отношений, в ...
Роль дидактической игры в деятельности по развитию математических способностей
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст- это период, когда главный вид деятельности малыша- это игра. В игре легче ус ...
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у
детей
Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных ...