Таким образом, использование преподавателями активных методов в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.
Обратимся теперь к понятию интерактивное обучение.
Интерактивное обучение - это обучение, которое:
· Является взаимодействующим;
· Основано на опытах реальной жизни;
· Включает обмен мнениями среди студентов и между студентами и преподавателями
· Критически анализирует организационные и системные причины возникновения проблем.
Цель интерактивного обучения состоит не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Принципы этого подхода к обучению соответствуют основным принципам теории обучения взрослых в части обеспечения активного процесса обучения и участия в нем учащихся.
Взрослые люди запоминают информацию лучше всего тогда, когда они активно вовлечены в решение практических задач и упражнений в процессе обучения. Они помнят 20 % того, что слышат, 40 % того, что видят и слышат, и 80 % того, что слышат, видят и выполняют. Поэтому, обучение менее эффективно, если люди пассивно получают информацию, просто слушая лекции или просматривая дидактические слайды. Под выполнением здесь понимается такие действия, как обобщение сведений, критическая оценка полученной информации или практическое применение знаний.
Обучение наиболее эффективно, если оно учитывает реальную ситуацию. Это должно включить и анализ обстоятельств, препятствующих применению изученного материала. Например, решение многих задач по выявлению влияния загрязнения окружающей среды на здоровье основывается на сборе и анализе данных по состоянию окружающей среды. Во многих странах, однако, эти данные не имеются в достаточном объеме и их трудно получить. Хорошая программа обучения рассмотрела бы недостатки данных и исследовала причины их существования, указала бы стратегии для улучшения ситуации в будущем и предложила бы методы решения задачи при наличии указанных ограничений в настоящее время.
Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают студентам выработать критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективные работы над аналогичными проблемами. Конечно, педагоги, применяющие этот подход, как и все признают, что одно только правильное обучение не обязательно приводит к активизации деятельности обучающихся или улучшению состояния окружающей среды и здоровья после обучения. Интерактивное обучение правильней всего рассматривать как один из ключевых компонентов всесторонней превентивной стратегии, сочетающей эффективное обучение с законодательской деятельностью, улучшенной инфраструктурой и планированием, прозрачной политикой и процедурами.
Критика интерактивных методов обучения в академической среде включает в себя утверждения, что они требуют слишком много времени, что преподавателям легче читать лекции, чем вести интерактивную деятельность, и что сами студенты могут не захотеть обучаться таким образом. И все же, интерактивные упражнения могут быть вставлены в занятия длительностью даже в один час и, при наличии опыта, стать удобными для преподавателей. Так как взрослые учатся по-разному, то использование различных подходов, вероятно, будет более эффективным, чем использование одного подхода, который может оказаться хорошим для части учащихся, но не для всех. Обучение будет наиболее успешным, если студенты имеют возможность участвовать в различных формах освоения учебного материала: слушать, получать визуальное представление, задавать вопросы, моделировать ситуации, принимать участие в деловых играх, читать, писать, работать с оборудованием и обсуждать насущные проблемы.
Наряду с тем, что преподаватель должен освоить различные методы обучения, он должен еще постараться создать обстановку, благоприятствующую интерактивному обучению. Это предполагает размещение студентов за круглыми столами или другими способами для максимального взаимодействия. Это также предполагает использование подвижных кресел для того, чтобы большая группа студентов могла при необходимости разделиться на маленькие группы. В больших лекционных залах, это может оказаться трудным делом; тем не менее, студентов можно попросить разбиться на пары или подгруппы по 3-5 человек.
Подробно о педагогике:
Отражение нормативных документов в деятельности детского сада Е.И. Тихеевой
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая оп ...
Характеристика базы и методов исследования
Исследование проводилось на базе БОУ "СОШ № 162". Адрес школы - улица Лобкова, 4. Директор школы - Чубарева Ирина Николаевна. Школа была открыта в 1930 году. Она относилась к Омскому кусту школ Западно-Сибирской железной дороги и считалась железнодорожной школой № 2 имени В.И. Ленина. В 1 ...
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников
Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растут опыт и педагогическая культура родителей ребенк ...