Современные проблемы и нарушения семейного воспитания

Страница 5

Устойчивые сочетания различных параметров воспитания образуют стили воспитания.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

1 тип – «Воспитание по типу Золушки»

Родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения всем семейным традициям. А наказывают своего ребенка за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение родительских требований, за нарушение многих других запретов.

При таком воспитании, как правило, родители младших школьников, готовят с ними уроки, при этом становятся в позицию далеко не лучшего учителя: всеми силами стараются «выжать» из ребенка самостоятельное действие. Дети отвечают на «нажим» разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью. Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачиваются тем, что ребенок не хочет учиться, создается тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию.

Как правило, при таком типе воспитания ребенок – робкий, «забитый». Находясь под страхом наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

2 тип – «Воспитание постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых.

Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто – то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле.

3 тип – «Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания – потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность.

4 тип «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения.

5 тип – «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам и т. д., лишь бы дети не мешали им работать и делать карьеру. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Особенности формирования нравственной культуры личности младших школьников на современном этапе
Исходя из вышеизложенного материала о сущности понятия «нравственная культура», можно отметить, что оно имеет очень широкий спектр толкования. Но само понятие оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания. Так же и разнообразны мне ...

Младшие школьники «группы риска»
К детям «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. К данной категории можно отнести и леворукого ребенка, дете ...

Значение творчества С.Т. Шацкого для советской педагогики
Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru