Говоря об обучении русскому языку с применением игровой методики, следует сказать о том, что достаточно интересно использовать в качестве игровой ситуации сказку. В процессе рассказывания сказок на уроке русского языка реакция учеников может выражаться в следующем:
- выбором картинок (например, в сказке “ниф-ниф наф-наф и нуф-нуф” ученикам предлагается выбрать одну из картинок: на первой нарисованы три поросенка, на второй- один поросенок, на третьей- пять)
- в виде фонации после соответствующих слов (например, после того как ученики услышат слово поросенок, они все должны сказать “хрю-хрю”)
- посредством движений (в устном рассказе это будет жестовые движения, которые учащиеся могут повторять за учителем)
· если учитель читает сказку о летающем ковре, то руками он изображает взлет вверх.
· если учитель рассказывает про репку, то руками в воздухе он очерчивает контур репки.
· если он читает сказку про трех поросенок, то вверх поднимает три пальца, или если рассказывает про трех утят, полусомкнутые ладони прижимает друг к другу, ладони хлопают по бокам.
· если сказка о маленькой овечке, то учитель прикладывает пальцы к голове, показывая, что животного есть рожки, затем полусомкнутые ладони прижимаются друг к другу, руки поднимаются вверх, прижимаются к груди, ладони вниз.[6,44]
Ученики очень изобретательны в этих вопросах. Также можно предложить учащимся в процессе аудирования изображать то, о чем они услышали в тексте. Такое игровое задание можно предлагать только в том случае, если учитель уверен, что ученики в условном поняли содержание сказки.
В ходе такой работы происходит перевод языка смыслов на наглядно- действенный код, который помогает осознанию содержания повествования его лучшему пониманию. Ученику недостаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки. Облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, что вызывает большее число ощущений, мы делаем вместе с тем наше учение более доступным. Поэтому на таких уроках, в место недоступных восприятию ученика определенного возраста лексических единиц и грамматических явлений, он встречается с животными, игрушками и другими предметами, окружающими его в обычной жизни. В чертах характера и особенностях поведения сказочных образов условно отражаются закономерности функционирования лексических и грамматических знаков речи.
Теория взаимодействия утверждает, что ученики усваивают язык лучше, если взаимодействуют со всеми аспектами своего окружения. Поэтому нужно подключать мысли и чувства каждого ученика и использовать личный социальный и культурный контексты его деятельности. Понимание содержания определенного рассказа во много зависит от того, как читающий интегрирует слова автора, как он взаимодействует с ним.
Интересной в этой связи является так называемая «пирамида». При работе с данной схемой учитель задает вопросы учащимся таким образом, чтобы помочь им заполнить «пирамиду», а уже после заполнения просит рассказать или о прослушанном рассказе, или о прочитанном, или о предложенной теме. Например, после чтения или рассказа сказки «Золушка», учитель дает следующие вопросы:
1. Кто главная героиня сказки?
2. Опишите ее двумя словами
3. Опишите четырьмя словами главные проблемы
4. Опишите пятью словами развязку сказки
Ответы на эти вопросы:
1. Золушка.
2. Грязная, стеснительная.
3. Мачеха, сестры, время, туфля,
4. Свадьба с принцем, долгая и счастливая жизнь.
Как видно из этой «пирамидки», даются основные опорные слова, или словосочетания, которые включают заданное количество слов.
Однако, это не совсем легкое задание для учащихся. Следует отметить, что и для учителя на первых порах подобное задание требует определенной подготовки. Но выполнение этого задания является очень интересным для учащихся, это своего рода творческая игра, которая развивает мышление, внимание, память, помогает им научиться мыслить на иностранном языке, а также повышает мотивацию изучения иностранного языка. Проводить построение «пирамиды» можно и в виде конкурса: кто быстрее заполнит ее, чье заполнение будет наиболее интересным и т.д.
Эмоциональное отношение к выполняемому действию является движущей силой жизни ребенка. Стимулирование эмоциональной сферы ученика позволяет ему учиться с подключением всех органов чувств. Известный ученый, педагог- новатор Ш.А. Амонашвили призывал: «чаще приглашать на уроки Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея- бога сна». С этой целью на уроках учитель «ошибается», а ученики смеются в результате этих преднамеренных ошибок, а затем, утвердив свою точку зрения, переживают радость интеллектуальной победы. Примером интеграции речевого действия и положительных эмоций в игровом обучении может послужить следующий пример. Учитель рассказывает ученикам историю о забавном и необычном зоопарке. Он предлагает учащимся закрыть глаза и представить все, о чем он будет говорить. В его зоопарке птицы играют в теннис, лев завтракает гамбургером, тигр читает, а овечка танцует.
Подробно о педагогике:
Концепции проблемного обучения, психологические условия
организации проблемного обучения
Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволяют формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные пр ...
Современные инновации в сфере высшего профессионального образования
В сфере высшего образования Европы и, возможно, России на сегодняшний день разворачивается одна широкая инновационная волна – Болонский процесс. Болонский процесс предполагает одно из типичных изменений (Й. Шумпетер [11]) – изменение в организации образования (производства). Данный процесс соответс ...
Сущность предметной одаренности
Одаренность - это высокий уровень способностей человека, что позволяет ему достичь особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необх ...