Ролевая игра как метод обучения

Страница 3

Компенсаторная функция

. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

В игре учитель может занять следующие позиции:

- руководитель (сценарист, режиссер);

- участник (партнер учеников по игре);

- наблюдатель (контролер за ходом игры в классе)

- отсутствующий (учитель уходит из класса оставив играющих).

Положительным в проведении ролевой игры является следующее:

- создается благоприятный психологический климат на уроке;

- учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;

- урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательными моментами являются:

- высокая трудоемкость подготовки к уроку;

- большая напряженность для учителя;

- трудности с заменой участников игры, если кто- то отсутствует в момент проведения игры и т.д.

При использовании ролевой игры реализуется принцип активности и обязательной коммуникативной направленности обучения. [6,57-80]

При помощи ролевой игры можно обучать детей не только общению, но и как составить прямую речь, как расставить знаки препинания и как заменить прямую речь косвенной. В учебнике для девятого класса общеобразовательной школы ученики проходят «прямую речь».[7,15-17] Для закрепления урока можно использовать игровую ситуацию. Например, в учебнике есть задание, где нужно расставить знаки препинания, и дополнить прямую речь словами автора. Кроме выполнения таких заданий мы предлагаем также применить игру. Дети делятся на группы и самостоятельно составляют маленький диалог, который состоит только из прямой речи или из слов автора. Группы передают свои диалоги друг друга, и они должны дополнить или словами автора, или словами героев. Выигрывает та группа, у которой лучше получается составить текст и правильно расставить знаки препинания.

Формулируя выводы о роли и месте игры в системе обучения, хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Однако это не означает, что обучать следует только игровым методам. Как известно из методики, обучение может быть только тогда эффективным и действенным, когда учитель умеет использовать все существующие методы в совокупности, в зависимости от поставленных им целей и задач. Чем разнообразнее методы и отобранные учебные материалы, которые предлагает учитель своим ученикам, чем больше он предлагает захватывающих заданий, которые требуют напряжения сил, но дадут хорошие возможности учащимся достичь успеха, тем больше будет его вклад и помощь в достижении стоящих перед учащимися целей: тем больше удовольствия они получат в своем путешествии в страну новых знаний.

Игра как метод обучения является отличной альтернативой обычным урокам. Отличие таких занятий от обычных уроков состоит в том, что у детей появляется мотивация, которая стимулирует их к изучению новой информации. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу интересной и увлекательной. Поэтому мы считаем, что использование игрового метода для обучения русскому языку является самым продуктивным.

Отметим, что место игры на уроке и отводимое игре время зависит от подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15- 20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3- 5 минут и служит своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой для урока. Мы считаем, что игру можно использовать как в начале, так и в середине и конце урока. Хотя более продуктивным является использование игры на двадцатой минуте урока, т.к. сколько бы интересным не был текст урока или выполнение упражнений, ученики устают и нуждаются в отдыхе. А игровые методы и приемы оказывают магическое действие на детей, привлекая как слабых, так и сильных детей.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Экспериментальная работа по проверке эффективности интенсивного обучения устной иноязычной речи в 6-7 классах средней школы
В задачи экспериментального поиска организации рациональных путей интенсивного обучения устно речевому аспекту английского языка в 6-7 классах средней общеобразовательной школы входила экспериментально – поисковая работа в плане апробации разработанной методики и проверки, сформированной гипотезы, ...

Характеристика базы и методов исследования
Исследование проводилось на базе БОУ "СОШ № 162". Адрес школы - улица Лобкова, 4. Директор школы - Чубарева Ирина Николаевна. Школа была открыта в 1930 году. Она относилась к Омскому кусту школ Западно-Сибирской железной дороги и считалась железнодорожной школой № 2 имени В.И. Ленина. В 1 ...

История возникновения школьной формы
В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном институте (многие его правила он заимствовал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный), 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый. В Смольном та ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru