Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития

Актуально о образовании » Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития

Практика работы ДОУ и анализ современной литературы свидетельствует об увеличении численности детей с различными трудностями в развитии. Большую часть контингента данных детей составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития».

У детей с задержкой развития гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация, трудно формируются учебные интересы, дети быстро устают, истощается их работоспособность. В связи со сниженными интеллектуальными процессами им не доступно самостоятельное, без специальной педагогической помощи усвоение содержательного минимума программы ДОУ. В дальнейшем дети нередко испытывают трудности при обучении в школе и довольно быстро попадают в ряды хронически неуспевающих учеников.

Дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают необходимого уровня речевой готовности. Недостатки звукопроизношения, слабая способность к звуковому и содержательному анализу речи, слов, звуков часто усугубляет трудности в учении, вследствие чего дети плохо овладевают навыками чтения и письма. Вместе с тем, ранняя целенаправленная коррекция нарушений речи у детей с ЗПР является одним из условий их развития в целом, предупреждения вторичных отклонений, обеспечения готовности детей к школе. В связи с этим рассматриваемая автором тема относится к числу наиболее актуальных, значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.

Объект исследования – дети с ЗПР.

Предмет исследования – особенности звукопроизношения у детей с ЗПР.

Цель работы – изучение особенностей звукопроизношения у детей с ЗПР.

Задачи:

- исследовать современную литературу по проблеме ЗПР;

- определить психолого-педагогические факторы формирования речи детей в норме и при ЗПР.

- проанализировать особенности звукопроизношения у детей с ЗПР;

- провести практическое исследование по определению особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата, произношения звуков и развития фонематического слуха детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Особенности звукопроизношения детей с ЗПР будут определяться степенью и тяжестью дефекта.

Особенности речевого развития детей данной категории, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с ЗПР, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н. Ю. Борякова, 1982, 1983; Е. С. Слепович, 1978; Е. Ф. Соботович, 1964; Р. Д. Тригер, 1981, 1984 и др.), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (А. Д. Кошелева, 1972; Е. С. Слепович, 1978; С. Г. Шевченко, 1976, 1979 и др;); недостаточная сформированность грамматического строя (Г. Н. Рахмакова, 1987; Е. Ф. Соботович, 1984; Р. Д. Тригер, 1987; Л, Ф. Яссман, 1976); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова (С. Н. Карпова, С. М. Хорош, 1974; Е. В. Мальцева, 1975, 1989; Р. Д. Тригер, 1972, 1981, 1984, 1989). Отмечаются неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи (Г. И. Жаренкова, 1977), дефекты вербализации (В. И. Лубовский, 1978), недостаточная развернутость речевого высказывания (Н. Ю. Борякова, 1983), затруднения в построении предложений (Г. Н. Рахмакова, 1987). Помимо общих особенностей речи, свойственных большинству детей с ЗПР, ряд авторов указывает на специфические недостатки, встречающиеся лишь у определенной части детей данной категории (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, 1967; И. Ф. Марковская, 1982; Р. Д. Тригер, 1972, 1984; И. А. Смирнова, 1981). Все эти работы являются методологической основой нашего исследования.

Подробно о педагогике:

Методологический компонент обучения
Рассмотрим методологическое содержание обучения письму – овладение учащимися приемами, облегчающими усвоение графики и орфографии английского языка и выполнение письменных заданий. В латинском алфавите много букв, общих с русским алфавитом, например, А, С с, Е е, В, К, М, Р р, О о, Х х, и совсем но ...

Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся прежде всего механиз ...

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru