В исследовании принимали участие дети, посещающие старшую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5- 5,5 лет, имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 2010 года.
Таблица 1. Список детей, участвовавших в исследовании.
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
Краткая педагогическая характеристика |
1 |
Порядина Вероника |
25.10. 2004 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
2 |
Иванченко Лиза |
12.06. 2004 |
Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна |
3 |
Черных Вика |
19.01. 2005 |
Гиперактивный, неусидчивый. На занятиях часто отвлекается |
4 |
Зинова Аня |
27.09. 2004 |
Пассивная, замкнутая, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активна |
5 |
Пеевская Аня |
04.08. 2004 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
6 |
Осипов Кирилл |
28.01. 2005 |
Гиперактивный, неусидчивый, на занятиях часто отвлекается |
7 |
Шишов Максим |
08.01. 2005 |
Очень медлительный, пассивный. На занятиях малоактивен |
8 |
Мухсиев Костя |
30.07. 2004 |
Медлительная, инертная, на занятиях мало активна |
9 |
Плеханов Саша |
10.12. 2004 |
Пассивный, замкнутый, с трудом вступает в контакт, на занятиях мало активен |
10 |
Копцев Данил |
10.07. 2004 |
Гиперактивный, неусидчивый. На занятиях часто отвлекается |
Цель исследования: выявить особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста.
На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:
1. Выявить у дошкольников особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата (поскольку у многих детей с ЗПР наблюдаются проявления дизартрии);
2. Выявить нарушения звукопроизношения;
3. Выявить особенности фонематического восприятия.
Констатирующее исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап: исследование особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата.
2 этап: исследование особенностей звукопроизношения.
3 этап: исследование особенностей фонематического слуха и фонематического анализа.
Организация и методики исследования строения и подвижности артикуляционного аппарата
Поскольку у детей с ЗПР нередко наблюдаются дизартические проявления, для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей использовались приемы, рекомендуемые Е.Ф. Архиповой [1]. При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ по следующим позициям:
- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
Подробно о педагогике:
Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...
Механизмы возникновения заикания
До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разр ...
Культурная социализация молодежи
Социализация личности – это процесс, обусловленный экономическими, экологическими, политическими, идеологическими и культурными условиями жизни общества [4, с. 42]. И без хорошей стратегии воспитания ни один молодой человек не пройдет успешно процесс социализации личности. Широкое исследование соде ...