От 40 до 30 баллов – средний уровень.
От 30 баллов и ниже – низкий уровень.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что правильно организованное и комплексно проведенное обследование ребенка с ЗПР, в ходе которого выявляются дефекты звукопроизношения, особенности строения и подвижности его артикуляционного аппарата, а также сформированность фонематического слуха, позволяет полностью оценить степень проявления речевого нарушения и разработать направления дальнейшей индивидуальной работы по коррекции выявленных недостатков.
1. В исследовании принимали участие дети, посещающие посещающие старшую логопедическую группу ДОУ № 69 Советского района. В эксперименте принимали участия 10 детей — 5 мальчиков и 5 девочек 5 - 5,5 лет имеющими ЗПР, которая подтверждена заключением психоневролога и ПМПК. Работа по обследованию проводилась в феврале - марте 2010 года.
2. Целью исследования было выявление особенностей нарушения речи у детей дошкольного возраста. На констатирующем этапе были поставлены задачи по выявлению у дошкольников особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата; выявление нарушений звукопроизношения; определение особенностей фонематического восприятия.
3. Констатирующее исследование проводилось в 3 этапа. 1 этап включал исследование особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата. На 2 этапе проводилось исследование особенностей звукопроизношения. 3 этап заключался в исследовании особенностей фонематического слуха и звукового анализа у детей.
4. Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей с ЗПР использовались приемы, рекомендуемые Е.Ф. Архиповой. При исследовании функций органов артикуляции проводился анализ по следующим позициям:
- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.). В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входило:
- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;
- обследование кинетического орального праксиса;
- обследование динамической координации артикуляционных движений;
- обследование мимической мускулатуры;
- обследование мышечного тонуса губ и языка и наличия патологической симптоматики. После завершения всего обследования оценивалось не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности по количеству баллов. В каждый блок входило 5 различных заданий, выполнение которых оценивалось от 4 до 0 баллов, таким образом, общее максимальное количество баллов составляло 100 баллов. В соответствии с этим выделялся уровень развития артикуляционной и мимической моторики детей.
5. Обследование состояния звукопроизношения проводилось по общепринятой в логопедии методике. Предлагалась следующая схема обследования: изолированное произнесение звука; произнесение звука в слогах разной структуры; в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке); в словах разной слоговой структуры (отраженно и самостоятельно по картинке); в предложении - отраженно, по картинке, по вопросам. При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях и составлялся профиль нарушения звукопроизношения по каждому ребенку и группе в целом.
6. Предлагаемая система обследования фонематического слуха основывалась на методике Е.Ф. Архиповой и включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Система носила тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяло наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. Балльная оценка результатов в совокупности давала полное представление о картине нарушения и позволяла определить уровень сформированности фонематического слуха каждого ребенка.
Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.
Подробно о педагогике:
Культура мышления
Культура мышления – это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить эффективные решения проблемных ситуаций [43]. Воздействие на субъект выполняет система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знания ...
Создание социально-психологического климата в группе
В своей деятельности учитель исходит из некоторых общих положений, выполнение которых обеспечивает эффективность учебного процесса. Речь идет о дидактических принципах. Эти принципы выводятся из целей и задач воспитания и образования подрастающего поколения, из данных теории познания, возрастной и ...
Краткий обзор основных интенсивных методик
Следует отметить, что поиски эффективных приемов обучения практическому владению иностранными языками за короткий срок имеют достаточно большую историю. Возникновение и развитие так называемых интенсивных методов относится к началу XX века, что объясняется не только историческими и социально-эконом ...