В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входило:
1. обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;
2. обследование кинетического орального праксиса;
3. обследование динамической координации артикуляционных движений;
4. обследование мимической мускулатуры;
5. обследование мышечного тонуса губ и языка и наличия патологической симптоматики (описание методики исследования – приложение 1).
После завершения всего обследования оценивалось не только наличие патологической симптоматики, но и степень ее выраженности по количеству баллов. В каждый блок входило 5 различных заданий, выполнение которых оценивалось от 4 до 0 баллов, таким образом, общее максимальное количество баллов составляло 100 баллов. В соответствии с этим были выделены следующие уровни развития артикуляционной и мимической моторики детей:
От 100 до 80 баллов – высокий уровень.
От 80 до 50 баллов – средний уровень.
От 50 баллов и ниже – низкий уровень.
Такое комплексное обследование позволяло не только определить особенности строения артикуляционного аппарата, степень нарушения его подвижности, но и в дальнейшем наметить пути индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
Организация и методики исследования звукопроизношения
Обследование состояния звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического анализа проводилось по общепринятой в логопедии методике [16]. При подборе лексического материала соблюдались следующие требования:
- насыщенность лексического материала заданным звуком;
- разнообразие лексического материала;
- включение слов с оппозиционными звуками;
- включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
При обследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала.
Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.
Предлагалась следующая схема обследования:
1) изолированное произнесение;
2) в слогах разной структуры;
3) в словах, где звук занимает разные позиции (отраженно и самостоятельно по картинке);
4) в словах разной слоговой структуры (отраженно и самостоятельно по картинке);
5) в предложении - отраженно, по картинке, по вопросам (описание методики исследования – приложение 2).
При изучении состояния звукопроизношения определялось количество нарушенных звуков, какие фонетические группы нарушены, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях и составлялся профиль нарушения звукопроизношения по каждому ребенку и группе в целом.
Организация и методики исследования фонематического слуха
Предлагаемая система обследования фонематического слуха основывалась на методике Е.Ф. Архиповой и включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей [1].
Система носила тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определять степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
C целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха было полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности давала полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяла выработать стратегию направленной коррекционной работы.
Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей с ЗПР. Она состояла из ряда адаптированных и сокращенных проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей с ЗПР. Система включает следующие пробы:
1) различение слов, близких по звуковому составу;
2) дифференциация слогов;
3) навыки элементарного звукового анализа.
При исследовании фонематического слуха использовались задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения (описание методики исследования – приложение 3). В каждый блок входило 5 заданий, которые оцениваются от 4 до 0 баллов, таким образом, общее максимальное количество баллов составляло 60 баллов. В соответствии с этим были выделены следующие уровни развития фонематического слуха:
От 60 до 40 баллов – высокий уровень.
Подробно о педагогике:
Образовательный потенциал учебной дисциплины «иностранный язык» в
формировании готовности к межкультурной коммуникации
Известно, что система обучения иностранному языку определяется, прежде всего, общественными и экономическими факторами. Политические, социально - экономические и культурные изменения в России в 90-х гг. существенно расширили функции иностранного языка как предмета. Включение России в мировой рынок, ...
Исследование динамики развития умений письменной речи
учащихся после использования системы упражнений в рамках коммуникативного метода
Целью данного этапа работы являлась проверка уровня развития умений письменной речи учащихся после проведения практической работы. Задача: создание эссе без непосредственной опоры на вербальные элементы на тему "My journey to…". При проведении контрольного среза учащимся двух групп было п ...
Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В ...