Формы и методы взаимодействия семьи и школы в аспекте формирования ребенка с отклонениями в развитии

Актуально о образовании » Формы и методы взаимодействия семьи и школы в аспекте формирования ребенка с отклонениями в развитии

Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема социализации детей с ограниченными возможностями входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье является немаловажным фактором для его полноценного психического развития.

В практике специальных коррекционных учреждений традиционно сложился такой подход, который проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает исключительно через призму проблем самого ребенка. Однако в последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной тяжелой патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты образовательных коррекционных учреждений традиционно считают достаточным дать родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей. Более того, многими родителями эти рекомендации игнорируются. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения как с ребенком, так и педагогом его обучающим. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка.

Анализ отдельных проблем семьи аномального ребенка изложен в работах Т.Г. Богдановой, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, В.Л.Мартынова, Г.В. Пятаковой, Е.М. Мастюковой, Г.А. Мишиной, А.И. Раку, М.М. Семаго, И.А. Скворцова, Т.Н. Осипенко, А.С. Спиваковской, Н.Б. Шабалиной, А.Р. Шарипова, Н.Н. Школьниковой, В.В. Юртайкина и др.

Одним из важнейших условий развития личности аномального ребенка, достижения им социальной зрелости, если он посещает специальное коррекционное образовательное учреждение, является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и учителей. Как сделать так, чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, как организовать совместное взаимодействие школы и семей воспитанников, но, чтобы в этом были заинтересованы не только педагоги, но и в большей степени родители – это один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.

Цель исследования: выявить формы и методы взаимодействия семьи и школы в аспекте формирования ребенка с отклонениями в развитии.

Объект исследования: процесс формирования ребенка с отклонениями в развитии.

Предмет исследования: взаимодействие семьи и школы как условие формирования ребенка с отклонениями в развитии.

Исходя из цели исследования, нами была выдвинута гипотеза: развитие аномальных детей происходит значительно быстрее и качественнее в условиях совместной работы семьи и школы, в ходе применения таких форм и методов работы как диспуты, викторины, родительские собрания, экскурсии.

На основе цели и гипотезы были определены основные задачи исследования:

1) Изучить особенности взаимодействия семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии.

2) Отобразить содержание сотрудничества школы с родителями.

3) Рассмотреть формы и методы работы взаимодействия семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы (изучение педагогической и научно-методической литературы);

Научная новизна нашего исследования заключается в том, что в нем изучается эффективность взаимодействия семьи и школы в формировании ребенка с отклонениями в развитии.

Подробно о педагогике:

Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управление национальной системой образованияможет быть рассмотрено как совокупная деятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных, но тесно взаимосвязанных объектов. Речь, прежде всего, идет о различных типах управления, направленных на различные сферы образовательног ...

Результаты констатирующего эксперимента по оценке образной речи детей пяти-шести лет
В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направ ...

Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками
В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии из на органы чувств ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru