Взаимодействие семьи и школы - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками [19, 27].
Для полноценного развития личности аномального ребенка необходимо взаимодействие педагогов с семьей.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в школе поможет им:
- увидеть мир с позиции ребенка;
- относиться к своему ребенку как к равному себе;
- знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- поддерживать доверительные отношения с ребенком, участвовать в его делах, разделять радости и горести [19, 29-30].
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка. Факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания это:
1. глубокий, эмоциональный, интимный характер, это родительская любовь к детям и ответные чувства;
2. постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи;
3. включение ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности.
Общими усилиями родители и педагоги должны добиваться желаемого результата. Укреплять здоровье детей с отклонениями в развитии, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщить к общечеловеческим ценностям[16, 49].
Что же должны помнить родители и педагоги:
- что ребенок - уникальная личность, и мы должны поддерживать ее индивидуальность;
- в родителях и педагогах ребенок должен видеть людей, готовых оказать поддержку;
- педагоги -должны воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много усилий для их развития, чтобы они росли и были счастливы;
- родители должны внушать ребенку доверие к педагогам и активно участвовать в делах группы,
- родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию, уметь вести диалог с ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности, которые проявились в семье и в образовательном учреждении;
- родителям и педагогам проникнуться чувством искреннего уважение к тому, что создается ребенком (рассказ, песенка, рисунок, постройка). Восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе, успеху.
- родителям и педагогам проявлять понимание, деликатность, терпимость такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции [19, 37].
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи должно лежат сотрудничество.
Формы сотрудничества:
- посещение семьи;
- беседы, школа родитель ребенок отклонение
- консультации;
- родительские собрания семинары-практикумы;
- дни открытых дверей;
- открытые занятия;
- родительские конференции;
- анкетирование;
- день добрых дел;
- информационные вечера;
- дискуссии за крутым столом;
- вечер встречи со специалистами школы (психолог, методист, врач);
- библиотеки-передвижки;
- спортивные развлечения;
- вечера-досуги;
- посиделки с чаепитием;
- народные праздники (общее участие родителей, детей и педагогов в них) [2, 94].
Наиболее действенными формами работы сотрудничества с родителями становятся беседы за круглым столом, обмен опытом, анкетирование, знакомство с новинками методической литературы, день открытых дверей, индивидуальные консультации. Праздники и развлечения — особая, любимая часть общей работы. Родители полноправные участники. Обмениваются идеями, практическими советами, пошив костюмов [19, 112].
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, вселяет доверие, уверенность, решает многие проблемы.
Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности в развитии личности ребенка с нарушениями развития [19, 113-114].
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как "круглые столы", аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, "Вечера вопросов и ответов" и др. [19, 134-137]
Подробно о педагогике:
Результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся
10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Эксперимент по организации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессе изготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного метода обучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Зареч ...
Территориальные диалекты как нелитературная форма существования
национального языка
Диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме, нормы диалекта не являются строгими, диалект менее дифференцирован стилистически. При выделении диалектов учитываются не только языковые, но и внеязыковые факторы. В частности, первостепенное значение имеет общность ...
Личностная готовность
В 6-7 лет закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослых, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть взрослым, потребность в признании сверстников: у старших дошко ...