Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества педагогов и родителей, на повышение профессионального уровня самих педагогов по работе с родителями с учетом современных требований модернизации образования.
Содержание, организация, и методика сотрудничества школы и родителей включает:
1. единство в работе школы и семьи по воспитанию детей;
2. взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в школе;
3. установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
4. взаимопомощь в совместной работе по формированию детей с нарушениями в развитии;
5. изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе школы положительных методов семейного воспитания;
6. использование разнообразных форм работы школы с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лекторий, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;
7. индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение педагога с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и школой;
8. систематическую плановую связь школы с родителями в течение всего года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;
9. привлечение актива родителей, общественности к деятельности коррекционного образовательного учреждения, к работе с семьями [19, 138].
На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность школы.
1. Первые контакты между семьями и школой:
— приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия;
— посещение сотрудниками семей на дому;
— представление родителям письменной информации об учреждении;
— встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения;
— составление договора.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
— ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
— неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
— ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
— рекомендаций посетить врача и т.п.;
— посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения.
3. Родителям предлагается оказывать помощь школе; они могут помочь в разработке содержания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т.д.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в школе, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т.п.; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам или осуществляют часть домашнего плана.
6. Родители могут участвовать в принятии решений по поводу их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клуба для родителей и т.п.
8. Школа оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребенком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций [19, 142-149].
Многие перечисленные аспекты участия родителей требуют от персонала напряженных размышлений, а возможно, и переоценки своей профессиональной роли: переориентация на работу с родителями может оказаться сложной для сотрудников, чье мышление и планирование деятельности ранее были полностью сосредоточены на детях.
Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умеющие анализировать ситуации, поэтому в решении ряда проблем педагог может получить их нужный и полезный совет [15, 160].
Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.
Подробно о педагогике:
Философские и психологические
основы педагогики Гербарта
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г.Песталоцци. Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вс ...
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют нам правильно выстроить нашу учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов. Младший школьный возраст - это возраст ...
Интеллектуально пассивные школьники
Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в массовой школе имеется значительное количество учащихся, требующих специального подхода в процессе обучения. Среди них есть дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в погран ...