Кроме часов занимательной грамматики, с учащимися начальной школы можно практиковать другие формы внеклассной работы по языку, которые обычно используются в старших классах. Например, грамматические бои, викторины, КВН между параллельными или смежными классами, беседы по культуре речи, оборудование классных уголков русского языка, оформление альбомов загадок, пословиц, поговорок, собранных учащимися, и др. Помимо традиционного «Праздника букваря», который отмечают первоклассники, следует в каждом классе 1-2 раза в год готовить и проводить утренники по русскому языку, приглашая на них ребят из других младших классов. Тематика таких утренников может быть весьма разнообразной, например: «Хорошо знай русский язык», «Слово русское родное», «Сколько у тебя слов про запас?», «Наша азбука», «Весёлое путешествие от А до Я», «Русские загадки и пословицы», «Почему мы так говорим?», «Волшебные слова», «Мы грамотными стали», «Что портит нашу речь?», «Говори и пиши правильно» и др.
С целью развития самостоятельности и инициативы у детей учитель может им к следующему занятию давать иногда и домашние задания. Например: выучить определённое стихотворение, подготовить карточки с буквами для намечаемой игры, найти и выписать из «Родной речи» или других книг в специально заведенной тетради нужные слова, загадки, поговорки.
Чтобы добиться большей активности во время внеклассных занятий, ответы ребят нужно оценивать; желательно отмечать и поощрять тех, кто победил в игре, раньше и лучше других справился с загадкой, ребусом, шарадой.
Все перечисленные и другие индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы по русскому языку тесно связаны между собой. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Кружок как один из видов групповой внеклассной работы
Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку в начальной школе кружок по праву занимает ведущее положение.
Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество участников в нём обычно составляет не более двадцати человек. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся.
Созданию кружка русского языка должен предшествовать подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени, организуются часы занимательной грамматики и т.п.
Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке в во внеурочное время; дать понятие о том какими будут кружковые занятия.
Что касается периодичности занятий, то в практике кружковой работы сложилась традиция проводить занятия кружка раз в две недели. Однако, чем младше ученики, тем меньше должны быть перерывы между занятиями. Здесь берется меньший объем материала для одного занятия, время его более ограничено, задания для самостоятельных наблюдений невелики и не столь сложны (хотя уровень сложности каждый учитель выбирает сам в зависимости от общей подготовленности, уровня знаний детей группы, наличия общего интереса).
Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным. В связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.
Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.
План конкретного внеклассного занятия может содержать подробное описание всего хода работы и должен предусматривать не только последовательность этапов и виды работы, но и конкретные задания разной степени трудности, которые могут выполняться теми или иными участниками по указанию руководителя кружка и по их собственному выбору.
Подробно о педагогике:
Ролевые игры как средство развития
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка. В ролевой игре школьники могут на иностранном языке активизировать и реализовать все компоненты общения. Критики несправедливо говорят о том, что ролевая игра «требует много времени». Наоборот: ролевая игра эффективно ...
Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений
в развитии детей
Содержание учебного материала Гармонизация условий жизни, средовых влияний, режимной, эмоциональной, дидактической нагрузки с учетом особенностей и проблем развития школьника как основная педагогическая стратегия в профилактике и коррекции адаптационных нарушений. Место и значение формирования пози ...
Инновации
в образовании
Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт ...