Доступным методом выявления одаренных детей является систематическое наблюдение за ними на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Признаки:
1. Одаренные дети, как правило, очень активны и всегда чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причем часто делами, не касающимися непосредственно урока. Иногда кажется, что активности этих детей не хватает на все предметы. Им необходимо особое внимание, чтобы развивать способности в заданном направлении, не заставляя перенапрягаться и не позволяя чувству неудовлетворенности помешать их стремлению заниматься тем, к чему они подвержены.
2. Такие цели настойчиво стремятся решать поставленные перед ними задачи. Этим они могут раздражать учителя, потому что хотят знать больше. Ребенку необходимо предоставить дополнительную литературу.
3. Одаренные дети хотят учиться и добиваться успеха. Обучение приносит им удовольствие, и они получают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.
4. Благодаря многочисленным умением они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой, проведении экспериментов.
5. Такие дети умеют критически рассматривать действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений. Они не удовлетворяются поверхностными объяснениями, даже если те и кажутся достаточными их ровесникам.
6. Они задают много вопросов и заинтересованы в исчерпывающих ответах на них.
7. Благодаря работе со средствами массовой информации одаренные дети умеют быстро выделить саму информацию, самостоятельно найти нужный источник. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
8. По сравнению со своими ровесниками такие дети лучше умеют раскрывать связи между явлением и содержанием, индуктивно и дедуктивно мыслить, манипулировать логическими операциями, обобщать.
9. Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых требует немало времени. Такие задания направлены на применение способностей в профессиональной деятельности, достижение высоких результатов.
Как замечает В. Онацкий, значение наблюдения в выявлении детской одаренности чрезвычайно важно, ведь объектом изучения выступает ребенок, способный к активному самовыражению. С этой целью следует выявить то сочетание психологических свойств, которое присущие именно ему, то есть нужна целостная характеристика, которую можно получить путем разносторонних наблюдений. Эти наблюдения можно проводить, когда ребенок играет, учится, то есть в таких условиях, которые являются для него естественными [26; с.23].
Существует большое количество психологических и лингвистических тестов для определения или прогнозирования будущей успешности в обучении иностранным языкам. В этих тестах выясняется ряд вопросов, связанных с уровнем речевого развития (владение лексикой родного языка, быстрота улавливания лексико-грамматических особенностей в незнакомом языке, способность к самостоятельному установлению языковой закономерности, объем памяти па иноязычные слова, способность к слуховому восприятию и т.д.). Эти тесты можно отнести к категории тестов на специальные способности. Некоторые из них (Пимслер, Кэрролл и Сэпон) образуют "батареи тестов" языковых способностей.
Подавляющее большинство теоретиков тестирования различает четыре категории тестов:
1) тесты способности (atitude tests) - для определения способностей по изучению ИЯ и времени, необходимого для овладения языком. Эти тесты иногда называют прогностическими, поскольку с их помощью обычно предсказывается способность освоить тот или иной курс обучения;
Подробно о педагогике:
Симптоматика заикания
Симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Характерными первыми признаками проявления заикания могут быть: v употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); v повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; v вынужденные остановки в середине слова, фразы; v затруднения пе ...
Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного
процесса
Содержание учебного материала Коррекционно-развивающее образование (КРО) как новое направление в развитии педагогической практики. Назначение и основные задачи коррекционно-развивающего образования. Общепедагогические принципы коррекционно-развивающего образования, их характеристика. Психолого-педа ...
Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков
Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке. При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся. В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необхо ...