В процессе обследования уровня образной речи нами была использована методика Н.В. Гавриш. За основу были взяты три серии заданий на выявление уровня развития образной речи. Первая серия заданий была направлена на определение понимания детьми значения фразеологизмов. Вторая серия заданий была направлена на выявление понимание смысла пословиц. Третья серия заданий была направлена на выявление умение детей воспринимать и понимать образное содержание загадок. Были определены уровни, по которым оценивались ответы детей. Ответы детей фиксировались в таблицы (см. Приложение 2,3,4). Для облегчения анализа результатов нами использовалась балльная система оценки: три балла- высокий уровень, два балла- средний уровень, один балл- низкий уровень.
В эксперименте принимали участие две группы детей пяти-шести лет по шестнадцать- семнадцать человек. Все задания выполнялись каждым ребенком индивидуально.
Результаты оценки восприятия детьми первой серии заданий представлены в таблице 1.
Таблица 1 Распределение испытуемых по уровням понимание фразеологизмов детьми (данные представлены в процентах -%)
Группа детей |
Количество детей |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | ||
Экспериментальная |
16 |
0 |
37,5 |
62,5 |
Контрольная |
17 |
0 |
38,9 |
61,1 |
Все данные по сериям заданий наглядно представлены на графиках (см. Приложение 5).
Анализ полученных данных показал, что на низком уровне понимания фразеологизмов находятся 62,5 % детей (10 человек) из экспериментальной группы, и 61,1% детей (10 человек) из контрольной группы. Эти дети не понимают фразеологизмы. Высказывания детей сопровождались длительными паузами, скудной неясной речью, дети часто отказывались от ответа. Средний уровень понимания фразеологизмов показали 37,5% детей (6 человек) из экспериментальной группы и 38,9% детей (7 человек) из контрольной группы. Эти дети передают только прямой смысл фразеологизмов. Т.о. дети экспериментальной и контрольной группы находятся приблизительно на одинаковом уровне понимания фразеологизмов. Результаты второй серии заданий представлены в таблице 2.
Таблица 2 Распределение испытуемых по уровням понимания смысла пословиц (данные представлены в процентах -%)
Группа детей |
Количество человек |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | ||
Экспериментальная |
16 |
0 |
56,25 |
43,75 |
Контрольная |
17 |
0 |
41,2 |
58,8 |
Анализ полученных данных показал, что на низком уровне понимания смысла пословиц находятся 43,75% детей (7 человек) экспериментальной группы и 58,8 % детей (10 человек) контрольной группы. Эти дети не понимают смысла пословиц, но детей из экспериментальной группы меньше на низком уровне, чем детей из контрольной группы. На среднем уровне понимания смысла пословиц находятся 56,25 % детей (9 человек) из экспериментальной группы и 41,2 % детей (7 человек) из контрольной группы. Эти дети передают прямой смысл пословицы. Т.о. из полученных данных можно сделать следующий вывод, что большее количество детей из экспериментальной группы находятся на среднем уровне, по сравнению с детьми контрольной группы.
Подробно о педагогике:
Образование на основе логики и диалектики
Мировое сообщество (ЮНЕСКО) признает губительность действия современной системы образования на общество. Попытки реформирования предпринимаются. Среди них можно указать более или менее целостно спроектированную в 70-х годах систему дистанционного обучения Открытого университета Великобритании. Разр ...
Лингвистическая и психолингвистическая характеристики образно-выразительных
средств речи и проблема их формирования у дошкольников с ОНР
В настоящее время одним из актуальных аспектов обучения и воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с особенностями развития является формирование культуры речевого поведения как проявления общей культуры человека. Культура речи – это совокупность и система ее коммуникат ...
Литературный язык как высшая форма существования национального языка
Новый период истории, характеризующийся, в частности, развитием наций, побуждает к созданию повсеместно литературных языков. Литературные языки нормативны, т.е. подчинены в своём функционировании строгим «правилам», закономерностям, именуемым нормами. Литература отбирает из всего запаса языковых ед ...