В настоящее время одним из актуальных аспектов обучения и воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста и детей с особенностями развития является формирование культуры речевого поведения как проявления общей культуры человека.
Культура речи – это совокупность и система ее коммуникативных качеств, таких как правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность и уместность [4, С.71].
Образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).
Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение (А.А. Потебня, В.П. Палиевский, М.Н. Макарова и др.).
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.
Картинность описаний создает тропы (от греч. тропос. (образ.) слова, употребленные в переносном, образном значении). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения предметов, явлений, картин природы, тех или иных событий [16, С. 6].
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Выразительность необходима в любых ситуациях общения, и сообщается речи это качество средствами языка, входящими в разные области языковой структуры, поэтому выразительность может быть произносительная и акцентологическая, лексическая и словообразовательная, морфологическая и синтаксическая, интонационная и стилевая (или стилистическая) [21, С.156].
Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека.
· самостоятельность мышления,
· деятельности сознания автора речи;
· его неравнодушие, интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит;
· хорошее знание языка, его выразительных возможностей, свойств и особенностей языковых стилей;
· систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
· сознательное намерение автора речи говорить выразительно;
· наличие в языке средств, способных сообщать речи качество выразительности [41, С. 83].
Если структура речи, воздействуя на сознание (или выражая его), формирует конкретно-чувственные представления о действительности, она называется образной. Если речь, захватывая различные области сознания слушателя или читателя, подчиняет его автору, такая речь действенна [4, С.71].
Образная выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей не только интонациями, отбором фактов, общим настроением рассказа, но и построением фразы, выбором слов. И слова, и их сочетания, и структура предложений должны быть разнообразны, новы, оригинальны [8, С. 63].
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной [8, С. 66].
Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.
Одно из оснований – ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора.
Второе основание, более четкое – структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная.
Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Своими выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста [8, С. 69].
Исходя из всего вышесказанного, справедливо следующее утверждение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.
Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно- изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней – начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным [16, С. 82].
Лексическая система языка сложна и многолика. Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.
Подробно о педагогике:
Методический анализ учебного материала по теме
«Языки программирования баз данных и СУБД»
Разделы рабочей программы дисциплины «Языки и системы программирования» № раздела Разделы дисциплины Количество часов Всего Лекционных ПЗ или ЛР 1 Введение 2 2 - 2 Основные понятия программирования 10 8 2 3 Средства и системы программирования 22 22 - 4 Структуры данных, понятие структуры, методы их ...
Сущность понятия "коммуникативные универсальные
учебные действия"
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение пос ...
Использование
нетрадиционных форм занятий по технологии в сельской школе К.В. Эпоева
Обучение технологии в условиях сельской школы, в том числе и малокомплектной, предполагает организацию работы школьников над программным материалом не только в рамках обычных уроков технологии, но и при проведении внеклассных мероприятий во внеурочное время (соревнования, конкурсы, олимпиады, экску ...