Таким образом, проблему формирования готовности к межкультурной коммуникации необходимо изучать во взаимосвязи с социальной установкой. Необходимо отметить, что социальная установка, в отличии от просто «установки» возникает в более сложных ситуациях. В связи с этим В.А. Ядов предложил диспозиционную концепцию личности. Реализация потребностей человека возможна при соответствующих условиях деятельности, которые можно представить в виде иерархических систем. «Встреча» потребности и ситуации (условия) формирует диспозицию (установку). Набор диспозиций также образуют иерархическую систему. К низшему уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные установки, формирующиеся на основе витальных потребностей и простейших ситуациях. Второй уровень - социально фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей включения индивида в первичные группы и конкретных социальных ситуаций. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Данный уровень диспозиций формируется на основе социальных условий жизнедеятельности человека [19; 193].
По мнению многих исследователей, содержание и структура готовности определяется спецификой деятельности как таковой по отношению к психическим процессам, состояниям, опыту, свойствам и качествам личности будущего специалиста.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают готовность как совокупность профессионально важных качеств, как сложное психологическое образование и выделяют следующие компоненты: мотивационный (устойчивые профессиональные мотивы); ориентационный (знания, представления об особенности условий профессиональной деятельности, ее требований к личности); операциональный (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, умениями, навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.); волевой (самоконтроль, умение управлять своими действиями); оценочный (самооценка своей профессиональной подготовленности)
[34; 176].
Компоненты готовности образуют целостную систему, поскольку, будучи взяты по отдельности, они способны обеспечить только решение ряда частных задач. Совокупность компонентов «готовности» дает возможность достигнуть цели - сформировать новое качество личности.
Известный психолог B.C. Мерлин отмечал, что самое существенное и основное в характеристике личности человека - это ее направленность, т.е. то от чего зависит общее направление его жизни и всей его активной творческой деятельности. [5; 148].
Таким образом, изучив понятие межкультурной коммуникации, ее составляющих, взаимодействие языка и культуры, определив основные элементы процесса коммуникации, а так же базовые навыки межкультурной коммуникации, критерии сформированности навыков межкультурной коммуникации мы пришли к выводу, что единство ниженазванных компонентов и их высокий уровень являются признаком готовности к межкультурной коммуникации: социальная компетенция, т.е. готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, способность справиться с ситуациями, сложившимися в обществе, функциональная компетентность, т.е. умение выражать собственное мнение, согласие/несогласие, интерес, симпатию, удивление и другие эмоции, имплицитно выражать свое намерение, воздействовать на собеседника, социокультурная компетентность, т.е. умение ориентироваться во времени и пространстве, социальном статусе говорящего, использование языковых норм (формальный/неформальный стили, табу, жаргон, профессиональная лексика). Социокультурная компетентность - это готовность и способность партнеров пс коммуникации к ведению диалога культур, что предполагает знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка.
Итак, нами было отмечено выше, что в процессе формирования готовности к межкультурной коммуникации играют определенную роль и взаимодействуют несколько научных дисциплин, такие как психология, теория коммуникации, этнография, культурология, социология, политология, семиотика и др. Однако, мы считаем, что основную роль в данном процессе играет иностранный язык. Он имеет более широкие возможности для подготовки студентов к межкультурной коммуникации.
Подробно о педагогике:
Методы обучения
Метод обучения – способ взаимодеятельности педагога и учащегося, направленный на овладение учащимися знаний, умений и навыков. Выбор методов, средств и формы обучения зависит от следующих факторов: структура и логика содержания; учебно-познавательные возможности учащихся; возможности преподавателя; ...
Мотив и мотивация
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: о ...
Сказка как игровая ситуация
Говоря об обучении русскому языку с применением игровой методики, следует сказать о том, что достаточно интересно использовать в качестве игровой ситуации сказку. В процессе рассказывания сказок на уроке русского языка реакция учеников может выражаться в следующем: - выбором картинок (например, в с ...