Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. «Детский очаг, в котором дети пребывают не менее восьми часов, должен стать основным типом дошкольных учреждений, вытеснив существующие до сих пор детские сады, где дети пребывали всего три-четыре часа. Требованием момента является тип учреждения, которое заменяло бы семью в течение трудового дня родителей. Отсюда ясна и цель и задачи очага. Жизнь ребенка в семье заменяется жизнью его в очаге, отсюда главная задача очага-создать все условия к тому, чтобы жизнь эта была наиболее полная, наиболее радостная. Нужно создать условия для гармонического развития личности ребенка».
Различие между детским садом и очагом определялось временем пребывания ребенка в дошкольном учреждении: до 6 часов - детский сад, 8-10 часов - очаг. Для игр и занятий, кроме игрушек, рекомендовались самые разнообразные материалы: глина, песок, строительный материал, набор инструментов по работе с деревом. "Инструкция ." рекомендовала проводить разнообразные занятия: рисование, лепку, разнообразный ручной труд, вырезывание, пение, беседы, уход за растениями и животными, свободные и организованные игры детей и т. д. Все занятия должны объединяться идеей индивидуальности, самостоятельности, трудового творческого начала, общения с природой. Внутреннее содержание должно определяться в свободной работе-игре.
К “Инструкции .” были приложены примерные схемы и указания по оборудованию, размеры мебели, разработанные специальной врачебно-педагогической комиссией при участии Е. А. Аркина, А. И. Чулицкой, а также перечень детских игрушек, подробные списки литературы, как детской, так и для воспитателей детских учреждений, указания по организации постоянных и передвижных выставок и библиотек. Обращалось внимание на организацию горячего питания, медицинского обслуживания. Важно - развитие речи и уточнение детских представлений, методика проведения индивидуальных и коллективных бесед. Для рассказывания рекомендовались народные сказки и доступная детям художественная литература.
В документе говорится, что очаг – сад не ставит себе целью научить ребенка какому-нибудь искусству (рисованию, лепке). В саду не должно было быть никаких образцов, готовых шаблонов. Цель – предоставить ребенку свободный выбор занятий, дав ему возможность выявить свою мысль, претворить ее в образы, способствуя таким образом проявлению свободного творчества. Техника дела усвоится сама собой, а потому по возможности следует избегать всяческих указаний.
В “Инструкции .” были учтены лучшие достижения русских дореволюционных методистов и советских воспитателей, научные данные об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, исключены формализм, механистичность, мистицизм, характерные для систем Фребеля и Монтессори.
Однако наряду с положительными указаниями в “Инструкции .” нашли отражение установки, характерные для теории “свободного воспитания”, не соответствующие задачам коммунистического воспитания детей. Сами задачи воспитания детей дошкольного возраста определялись несколько аполитично, обусловливались только особенностями этого возраста. Роль воспитателя сводилась главным образом к организации обстановки. “Инструкция .” подчеркивала, что выбор занятий должен исходить только от самих детей, участие детей в общих занятиях необязательно, расписание занятий недопустимо, детям нельзя давать никаких образцов, рекомендовалось избегать всяких руководящих указаний. По “Инструкции .” обучение грамоте должно “совершаться естественным путем, вытекая из соответствующей обстановки”, т. е. без определенной последовательности и системы. Это создавало трудности для последующего обучения детей грамоте в школе.
Подробно о педагогике:
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Изучение представлений детей разного возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) об окружающем мире является одной из составляющих психологических и педагогических исследований, направленных на понимание особенностей психического развития этих категорий детей в различных условиях обучени ...
Понятие и значение танцевальных движений
Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка станов ...
Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...