Еще одна статья за 1940 год представляет определенный интерес. К.А.Быкова в описании опыта своей работы пишет о том, что «уважение к личности ребенка, вера в его силы и возможности, в хорошие перспективы его развития – это один из принципов серьезной и вдумчивой воспитательной работы». [3]
Также она приводит пример. Дети прибегают к воспитателю и с возмущением ему рассказывают, что мальчик Ваня разрушил их постройку. Ваня старается держать себя независимо, но видно, что ему неловко. Воспитатель указывает Ване, что он нехорошо поступил, но, в тоже время, помогает ему выйти из неприятного положения, наладить взаимоотношения с товарищами. Воспитатель говорит детям, что Ваня вместе с ними построит сейчас новую красивую башню. Ваня с радостью хватается за этот выход, ему приятно, что воспитатель верит в его силы. Он старается оправдать это доверие.
А вот что К.А. Быкова пишет о подходе к детям. «Надо внимательно изучить каждого ребенка… Задача воспитателя – не подгонять своих детей под один образец, не стирать эти индивидуальные черты, а, напротив, правильно развивать их ». И еще: «Каждый ребенок и весь детский коллектив могут хорошо развиваться лишь в том случае, если жизнь в детском саду наполнена интересной творческой деятельностью, дающей возможность детям проявить творческую инициативу, приложить свои разнообразные способности».[3]
То есть мы видим, что большое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому ребенку, учитываются его особенности, а детская инициатива приветствуется.
Хочется привести еще одну статью – из №11-12 за ноябрь-декабрь 1940 года. Педагог О.В. Чеодаева пишет о разговоре воспитателя с детьми. Она указывает, что разговор с ребенком помогает воспитателю завоевать доверие и симпатию ребенка, наладить с ним близкие, дружеские отношения, благодаря чему облегчается влияние воспитателя на ребенка. О.В. Чеодаева приводит пример, когда разговор воспитателя с застенчивой девочкой Галей помогает ребенку войти в новый для нее детский коллектив, как лаской и терпение можно завоевать доверие ребенка. Это говорит нам о том, что педагоги того периода понимали, что индивидуальные особенности детей учитывать необходимо.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в начале 1930-х годов ХХ века деятельность детских садов подчинялась методическим документам этого периода, что видно из статей, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание». Характерными особенностями являются: недооценка роли воспитателя в жизни детей, неучет индивидуальных особенностей воспитанников, практически отсутствие детской самостоятельности.
К концу 30-х началу 40-х годов картина меняется. Мы видим, что педагоги понимают значение детской инициативы, самостоятельности. Роль воспитателя в жизни ребенка возрастает, ведь зная особенности того или иного ребенка, педагог быстрее и эффективнее найдет к нему подход.
Изучение историко-педагогической литературы 20-30-х годов ХХ века позволило нам сделать следующие выводы. Становление системы общественного дошкольного воспитания в 20-30-х годах ХХ века, с одной стороны, опиралось на дореволюционный опыт работы дошкольных учреждений, с другой стороны, развивалось под влиянием новой идеологии. Мы видим этому много подтверждений.
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович(1840-1933), которое она открыла в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало детей 3-8лет, "сад" был платным, в программе ее "сада" были придуманные ею подвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.
Также А.С.Симонович начала издавать специальный журнал "Детский сад", посвящённый вопросам дошкольного образования. Симонович считала, что до 3 лет дети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а в возрасте от 3 до 7 лет семье должен помогать детский сад. Рассматривая детский сад как "связывающее звено между семьей и школой", она полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В апреле 1919 г. состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, который должен был раскрыть сущность основных программных требований, касающихся общественного воспитания. В докладе Д. Л. Лазуркиной «Задачи социального воспитания в связи с новыми формами общественной жизни» были выдвинуты следующие положения, которые должны были лечь в основу педагогической работы учреждений по дошкольному воспитанию: дошкольное воспитание должно воспитывать граждан Советской республики, будущих членов коммунистического общества, а школа и дошкольные учреждения смогут правильно воспитывать детей при условии повседневной связи воспитания с жизнью, интересами и требованиями нового общественного строя.
Подробно о педагогике:
Содержание и принципы организации педагогического процесса
Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. «Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует проводить работу по ознакомлению детей с природой по сезонам. Это позволяет п ...
Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории
В этой последней части второй главы речь пойдет об опыте работы учителей истории, применяющих групповые формы обучения. Наверное, каждый учитель истории в сегодняшних условиях особенно напряженно размышляет о том: чему учить школьников и как их учить? Групповая форма работы дает ответ на один из эт ...
Принципы формирования готовности к межкультурной коммуникации
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерн ...