Техника письма предполагает владение навыками каллиграфии, графики, орфографии, пунктуации. Формирование навыков каллиграфии графики осуществляется на начальном этапе. Каллиграфия (от греч. кalligraphia – красивый почерк) связана обучением учащихся правильному начертанию букв и разборчивому письму. Графические навыки предполагают владение совокупностью основных графических свойств изучаемого языка: букв, буквосочетаний, диакритических знаков (дефис, надстрочные и подстрочные знаки, апостроф).
Графическое оформление письменного текста включает взаимосвязанные операции, например:
– звуковое представление (при воспроизведении текста, заученного наизусть);
– звуковое восприятие (при записи текста в процессе диктанта);
– зрительное восприятие, связанное со звуковыми представлениями при списывании печатного текста;
– ассоциирование звуков с соответствующими графемами;
– кинестезии в виде двигательной деятельности при письме, сочетающиеся с внутренней речью и трудности, связанные с овладением графикой и каллиграфией. Это объясняется рядом причин:
1. Несовпадением алфавитов в родном и изучаемых иностранных языках (кириллица – латиница);
2. Расхождением в формах написания букв, имеющих в родном и иностранных языках;
3. Несоответствием во всех языках звуков и букв. Во многих случаях количество звуков в слове меньше, чем количество букв/графем. Например: black, schoolgirl.
4. Полисемией графем, то есть написанием букв и буквосочетаний, обозначающих разные звуки. Например:
-c-[k], [s]; s-[s], [z] и другие;
5. Расхождением в начертаниях печатных и прописных букв, заглавных и строчных.
6. Наличием в родном и иностранных языках одинаковых по начертанию букв, но передающих разные звуки ( например, графемы с, п, р, у, х – в русском языке).
В целом в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:
– правильное написание прописных и строчных букв;
– владение буквосочетаниями и звукобуквенными соответствиями;
– корректное написание наиболее употребительных слов, вошедших в продуктивный словарь учащихся; правильное употребление точки, запятой, восклицательного и вопросительного знака в конце предложения.
Обучение каллиграфии, графики и пунктуации должно опираться на опыт, приобретенный в родном языке, и на чтении. Из родного языка заимствуется ряд правил, необходимых для осуществления письма (положение рук, тетради).
Для развития графических и каллиграфических навыков рекомендуются следующие упражнения:
– начертание букв, буквосочетаний и слов по образцу, данном в печатном и прописном вариантах;
– списывание с выполнением определенных заданий: подчеркивание указанных графем, поиск пропущенных в тексте букв, подбор синонимов или антонимов к указанным словам и другие;
– звукобуквенный и слоговой анализ (с использованием настенных таблиц, разрезной азбуки); в результате выполнения этих упражнений учащиеся должны научиться четко различать буквы и звуки, членить продуктивный минимум на слоги;
– группировка слов по определенным признакам (например, запись в два столбика слов с долгими и краткими гласными, с одним и двумя слогами, запись цифр словами; выписывание из текста слов, относящихся к одной теме, и другие);
– конструирование слов из букв и слогов.
Орфографические навыки базируются на принципах написания слов, принятых в конкретном языке. Так, например, в основе немецкой орфографии лежат два принципа – морфологический и фонетический. Некоторое распространение получили исторический (консервативный) принцип и иероглифический.
Сущность исторического принципа состоит в том, что написание отдельных слов не соответствует морфологическим и фонетическим фактам современного языка и оправдывается лишь исторически. Исторический принцип написания характерен для английского языка, что значительно осложняет формирование орфографических навыков, так как наиболее сложной является та орфография, в которой этот принцип доминирует. Слова, обусловленные историческим принципом написания, должны заучиваться наизусть.
Подробно о педагогике:
Преобразования в системе образования в Башкортостане во второй половине XIX века
Система образования является одним из важных показателей не только уровня образованности, но и социально-экономического и общественно-политического положения страны в процессе становления и развития человеческого общества того или иного государства. Исследование данной проблемы важно и с точки зрен ...
Организация экспериментального исследования
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература [18,19,20,21], опыт учителей во внекласс ...
Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...