VII. Решение поисковой задачи.
Факты |
Причины |
А. Окраска кожного покрова у разных людей отличается оттенком и цветом. После пребывании на солнце появляется загар. Б. Худые люди быстрее замерзают, чем полные. В. Специальными упражнениями можно "добиться" большей выразительности лица. Г. При виде собаки у кошки взъерошивается шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас "волосы встают дыбом". Д. Рассмотрите подушечки пальцев и капиллярные линии на них. Здесь расположена большая часть рецепторов кисти руки. Е. После бани "легче дышится". Ж. Приусиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки. |
1. Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, Сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица. 2. Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего ГВДООбмсна. Воздух проникает в полость трубки потовой железы. 3. Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован. 4. У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это рудимент тех мышц, которые "топорщат" мех испуганного или переохлажденного животного. Человек в таких случаях покрывается гусиной кожей. 5. Цвет кожи определяется количеством красящего пигмента - меланина. При постепенном воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланина увеличивается. 6. Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения. 7. На подушечках пальцев рецепторов больше, чем на ладонях. Они находятся в углублениях бороздок, образованных капиллярными линиями. Предметы обычно ощупываем подушечками пальцев, их узоры индивидуальны для каждого человека и поэтому используются в судебной медицине. |
Правильные ответы: А - 5; Б - 6; В - 1; Г - 4; Д - 7; Е - 2; Ж - 3.
VIII. Для закрепления материала предлагается следующая программированная работа.
Вопрос 1. Каковы функции кожи?
Ответ: а) защитная, поддержания постоянства состава внутренней среды организма; б) защитная, выделительная, дыхания, терморегуляции, рецепторная; в) защитная, рецепторная, секреторная, покровная; г) защитная, рецепторная, терморегуляции.
Вопрос 2. Каково строение кожи?
Ответ: а) надкожица, собственно кожа, рецепторы, сальные и потовые железы, волосы, ногти; б) надкожица, собственно кожа (рецепторы, сальные и потовые железы, волосяные сумки), подкожная жировая клетчатка, волосы, ногти; г) надкожица, подкожная жировая клетчатка, волосы, ногти.
Вопрос 3. Какие признаки кожи свидетельствуют о том, что нашими предками были млекопитающие животные?
Ответ: а) наличие волос, ногтей, рецепторов, б) потовых и сальных желёз; в) рецепторов в коже; г) волос и ногтей.
Вопрос 4. Какая ткань образует собственно кожу и какая подкожную жировую клетчатку?
Ответ: а) эпителиальная; б) соединительная; в) соединительная и нервная; г) соединительная и эпителиальная.
Вопрос 5. Какая ткань образует надкожицу?
Ответ: а) эпителиальная; б) соединительная; в) эпителиальная и нервная; г) нервная.
Вопрос 6. Почему на чистой коже микроорганизмы погибают?
Ответ: а) губительно действует вещество, выделяемое кожей; б) губительно действуют ультрафиолетовые лучи солнца и кислород воздуха; в) отсутствует питательная среда для микроорганизмов; г) на чистой коже не может быть микроорганизмов.
Ответы к работе: 1б; 2в; 3г; 4б; 5а; 6а.
При закреплении материма можно предложить и проблемные вопросы:
1. Почему, несмотря на непрерывное слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается?
2. Объясните, почему человек на морозе в состоянии опьянения алкоголем быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло?
3. Человек лежит под одеялом и дрожит от озноба: "Холодно, накройте ещё чем-нибудь!" Его накрывают ещё одним одеялом, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряют температуру его тела - 39,8°. Как же так? У больного высокая температура, у него жар, а ему холодно. Как объяснить это противоречие?
Подробно о педагогике:
Анализ
результатов исследования, полученных через детское литературное и
художественное творчество
Кроме работы по выбранной программе обучения на уроках природоведения экспериментатор говорит о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании, значимости природных материалов в жизни человека, учит бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. В ...
Проведение экспериментальной работы по развитию познавательного интереса
На основании диагностики уровня познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте мы пришли к выводу, что необходимо применять такие формы и методы работы с детьми, которые будут способствовать её активизации и актуализации. Для формирования и актуализации познавательного ин ...
Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...