В диагностике участвовали дети 6-7 лет детского сада №87 Центрального района города Санкт-Петербурга.
Цель: выявить насколько развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы: память, внимание и мышление.
Методы исследования: методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, которая позволяет исследовать качества мышления; методика «Шифровка» Д. Вексклера, направленная па исследование концентрации и распределения внимания и методика Джекобсона, которая направлена на выявление уровня кратковременной памяти
Методика называется «Последовательность событий». Она представляет собой задание на понимание смысла сюжета, изображенного на картинках, предъявленных испытуемому в неправильной последовательности. Она позволяет исследовать такие качества мышления, как процесс обобщения и способность устанавливать причинно-следственные связи, а также выявляет уровень речевого развития.
В качестве экспериментального материала используются четыре сюжетные картинки, предъявленные испытуемому в неправильной последовательности.
Процедура проведения методики:
Перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ.
Задание состоит из двух частей:
1. выкладывание последовательности событий картинок;
2. устный рассказ по ним.
Выводы об уровне развития.
Высокий – ребенок самостоятельно нашел последовательность картинок и составил логический рассказ. При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логическую версию рассказа.
Средний – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
Низкий – если: 1. ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа.
2. по найденном им самим последовательности картинок составил не логический рассказ
3. составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
4. каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
5. на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.[7]
Результаты диагностики:
Настя С
. Уровень развития мышления у ребенка в результате диагностики выявлен, как высокий. Она правильно, без дополнительных вопросов нашла последовательность событий и составила логический рассказ. Задание у ребенка не вызвало никаких затруднений.
Станислава Л
. По результатам диагностики уровень развития мышления определен, как средний. Ребенок правильно составил последовательность событий, но рассказ смогла составить только по наводящим вопросам.
Сережа Г
. В результате диагностики ребенок показал средний результат. С первой частью задания, на последовательность событий, ребенок смог справится только с помощью экспериментатора, однако логический рассказ составлен самостоятельно.
Саша Л
. Уровень развития мышления выявлен, как низкий. Ребенок нашел последовательность событий только с помощью взрослого и на картинках смог перечислить только отдельные предметы.
Наташа Р
. Ребенок по итогам диагностики показал средний уровень развития мышления. С заданием на последовательность событий справилась хорошо, но не было связного рассказа, а было описание каждой отдельной картинки.
Общий вывод: по результатам диагностики на определение уровня развития мышления большинство детей показало средний результат (3 из5). Они смогли справиться с заданием частично, либо с помощью экспериментатора. Станислава на тест была настроена положительно. Задание вызвало некоторое затруднение, но с помощью экспериментатора ребенок справился с ним. Сережа на тест был настроен положительно. Задание выполнял с интересом, спокойно. Наташа перед выполнением методики испугалась, что не справится с заданием. Благодаря подбадриванию с моей стороны ребенок сразу согласился выполнить упражнение. Во время работы у нее проснулся интерес к тесту.
У одного ребенка из пяти уровень развития мышления выявлен, как высокий. Она за короткое время справилась с заданием без дополнительных подсказок. Работала с интересом, спокойно, уверенно. Чувствовалось желание выполнить еще неизвестное задание.
Также по результатам диагностики один ребенок показал низкий результат. Он не смог самостоятельно справится с заданием. Ребенок часто отвлекался и не смог настроится на выполнение задание.
Методика называется «Шифровка», она направлена на изучение переключаемости и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку необходимо объяснить, как с ним работать. Задание заключается в том, чтобы в каждой из фигурок поставить тот знак, который задан вверху на образце (в экспериментальном материале встречаются только те символы, которые есть на образце).
Подробно о педагогике:
Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и
недостатки
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных ...
Приемы обучения
решению задач учащихся первого класса
Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи нескольк ...
Влияние малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего
дошкольного возраста
Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания все компоненты народной культуры. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область нар ...