С книжкой ребенок знакомится с младшего дошкольного возраста и задача взрослого заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к ней, к содержащимся в ней рисункам, желание внимательно их рассматривать – «читать рисунки», узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи. При рассматривании рисунка надо побуждать детей слушать текст и соотносить его с определенной картинкой; обращать внимание детей на некоторые средства выразительности – форму, строение, позу, жест, фактуру поверхности (пушисты, лохматый и т.д.) цвет, положение в пространстве; подражать голосам, позам, движениям знакомых детям животных птиц.
Начинать знакомство можно показав детям «книжку с сюрпризом». Обычно эта книжка представляет собой твердую обложку, при раскрывании которой ждет элемент неожиданности: объемные игрушки, цветы, котенок или щенок, бабочка и т.д. Это вызывает удивление ребенка, радость , и он много раз открывает и закрывает книжку, каждый раз испытывая удовольствие. (Например, книжка «И котенок, и щенок», стихи В.Берестова, художник и автор конструкции Л.Майорова). Взрослый привлекает внимание детей к знакомым им образам, вместе с детьми рассматривает их, спрашивая: «Какие они?» (пушистые, веселые, маленькие и т.д.); если есть подписи, читает их. Перед открыванием каждой страницы взрослый говорит: «Что же еще интересного нарисовал художник?» - вызывая у детей ожидание. Когда книжка рассмотрена, взрослый говорит: «Вот какая интересная книжка! Понравилась она вам?».
В средней группе продолжается работа по развитию у детей интереса к книжной иллюстрации. Формируется радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на её содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.
В этом возрасте детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок – пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Дети знакомятся с цветом как средство передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.
Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают о труде художника – иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально- нравственные и эстетические определения. Ознакомление детей 4-5 лет с творчеством художников- иллюстраторов должна проходить по определенной системе. Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации в детской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного из художников-иллюстраторов. На следующем занятии можно продолжить знакомить детей с творчеством художника – иллюстратора, формируя при этом у детей интерес, эмоциональную отзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины. На этом занятии детям предлагается побыть в роли художника – иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставка детских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника – иллюстратора. В течение учебного года детей среднего возраста можно познакомить с творчеством 2-3 художников- иллюстраторов.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) продолжается формирование у детей устойчивого интереса к творчеству художников – графиков, внимательно и бережного отношения к книге, желания постоянно общаться с ней. Внимание детей этого возраста следует обратить на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности почерка. Дети уже могут знать имена некоторых иллюстраторов и те произведения, которые они оформляли. Будем способствовать тому, чтобы у детей развивались сюжетные композиции. Работу в старшей группе можно начать со знакомства детей с графикой как видом изобразительного искусства. После этого занятия можно провести серию практических занятия по формированию у детей знаний и навыков использования средств выразительности рисунка, при этом познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности. Серия занятий может быть посвящена ознакомлению детей с ролью цвета в книжной графике. Можно провести ряд занятий, целью которых будет ознакомление детей с творческой манерой художника. Здесь нам помогут беседы по сравнению произведений, созданных на одну тему, но разными художниками - иллюстраторами. 2-3 занятия могут быть посвящены знакомству детей с художниками, иллюстрирующими сказки ( И.Я.Билибин, Н.М.Кочергин, В.Г.Сутеев, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, В.А.Милашевский, Е.М.Рачев, Ю.А. Васнецов, Л.В.Владимирский и др.). Одно-два занятия можно посвятить знакомству детей с творчеством иллюстраторов – анималистов, рисующих животных к рассказам, повестям (Е.и Н.Чарушины, М.Митурич, В. Курдов, Т.Капустина, Я.Манухин, С.Куприянов, В.Горячева и др).
Подробно о педагогике:
Дискордантность самооценки педагога
Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности. Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, та ...
Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника
Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны ...
Методика «Кинетический рисунок семьи»
Цель: Выявление актуальных проблем ребенка при проживании в кровной семье и исследовании типа желаемых родителей. Инструкция. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. Предложите «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, что бы все ее члены были чем-то ...