Методика ознакомления детей с творчеством художников – иллюстраторов

Страница 2

Выбор иллюстраций — важный момент в подготовке к занятию. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К.Чуковский сформулировал это так: « .наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность . Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности».

Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Детям будет полезно и интересно увидеть работы хороших и разных иллюстраторов, разнообразие стилей, игру красок, своеобразную привлекательность черно-белой графики.

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус.

Необходимо продумать, в какой момент просмотра малышам потребуется помощь педагога:

— сосредоточить внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображения;

— задать вопрос о внешнем виде, характере, настроении героя;

— уделить особое внимание картинам природы (например, поразмыслить, какого цвета зима, и увидеть не только белые, но и голубые, розовые, фиолетовые, а порой и черные краски);

— соединить наглядное и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа.

На каждом последующем занятии мы повторяем предыдущее. Задача повтора — закрепить материал, дать возможность детям рассказать то, что им запомнилось, а педагогам — проанализировать возможности и особенности восприятия различных детей.

Первая часть занятия — литературно-игровая, вторая (равная по времени) — рисование. Тот образ, который создали дети, слушая и рассматривая книги, изображая литературных героев, двигаясь и проигрывая ситуации, они воплощают в рисунке.

Конкретная задача второй части каждого занятия, посвященной рисованию, — визуализация литературного образа, явления, персонажа, с которыми дети познакомились в первой половине занятия. Ребенок должен стать иллюстратором предложенного ему литературного материала.

Ребенок приобретает некоторые навыки и умения, постепенно совершенствуясь в них. Эти навыки помогают ему реализовать свои внутренние ощущения и представления и получать от занятий удовольствие.

Основная форма работы во второй части занятия — рисование. Кроме этого, дети лепят, занимаются аппликацией и оригами. В качестве сюжетных объектов изображения выступают предметы, персонажи прочитанных книг, явления и состояния природы, времена года, продиктованные литературной частью.

Перед началом художественной части занятия можно произнести с детьми закличку:

«Раз, два, три, четыре, пять —

Будем сказку рисовать».

Тем самым мы настраиваем детей на что-то необычайное, какое-то волшебство, когда на чистом листе вдруг возникает какое-то изображение. Дети садятся за столы. Перед ними — альбомный лист, на котором они будут рисовать, акварельные краски, кисточка, баночка с водой и листок-палитра — все как у настоящих художников. Чтобы сконцентрировать внимание детей, педагог звонит в колокольчик. Затем педагог делает короткое вступление, стараясь заинтересовать детей, пробудить в них эмоциональный резонанс. Дети охотно откликаются на вопросы педагога, направляющие их к размышлению над тем, как нарисовать тот или иной персонаж или предмет. Вопросами «На что это похоже? Какого цвета? В чем отличие? В чем сходство? Какое настроение?» — педагог вызывает живую реакцию детей на изображаемый предмет. Например, при изображении цыпленка педагог спрашивает: «Из чего рождается цыпленок?» Ответ: «Из яйца». Яйцо — это овал. Форма цыпленка похожа на овал. Рисуем несколько желтых овальчиков. К овалам пририсуем клювики, ножки. Получились цыплята. Цыпленок вырос — стал курицей. Курица — тоже овал, только большой. Пририсуем клюв, ножки, гребешок, хвостик. При показе педагог широко пользуется словом, называя каждое движение, выбирая доступные каждому возрасту приемы, опираясь на желание детей подражать взрослому.

Роль педагога — быть путеводителем. В меру своих сил ребенок повторяет за педагогом его рисунок, часто дополняя его своими деталями и меняя по своему желанию цвет и композицию. Дети совершенно свободны в своем желании самостоятельно нарисовать предлагаемый предмет или персонаж. Педагог дает только рисунок-схему, помогая ребенку в создании своего собственного образа, своего настроения. Это первая ступенька к обучению. Со стороны детей наблюдается скорее не подражание, а сотворчество, так как часто они своими рисунками подсказывают педагогу наиболее простой, обобщенный способ создания того или иного образа. Уже на первых этапах возникает творческая атмосфера радости от результатов работы.

Метод, которым пользуется педагог, — это одобрение, похвала, только позитивная оценка. Главное — вдохновить, заметить достоинство в рисунке, ни в коем случае не сравнивать ни с кем, только с самим собой, со своими достижениями, создать доброжелательную атмосферу, чтобы ребенок ушел с занятий с чувством удовлетворения от сделанной работы. В процессе занятий вырабатывается ряд постепенно усложняющихся приемов, и на каждом занятии используется накопленный ранее опыт, чтобы ребенок мог без труда повторить в своей работе.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения
урок история групповое занятие Необходимость использования группового подхода в обучении в нашей стране осознали ещё в начале 20-х гг. прошлого века. В частности, В. К. Иванов отмечал, что «разбивка групп на несколько мелких ячеек . встречается детьми как форма организации, отвечающая их насущным п ...

Использование инструментов ТРИЗ
Математика, особенно в школе, воспринимается как «нетворческий» предмет. О развитии творческих математических способностей на уроках математики можно прочитать в книгах Д. Пойа [64], Н. Тучнина [73] и др. Однако разговор в них идет именно о математическом творчестве, а сегодняшний социальный заказ ...

ТРИЗ и образовательная сфера
Темпы развития современной цивилизации, в отличие от древних времен и средневековья, очень высоки. Человечеству приходится за единицу времени решать гораздо больше проблемных задач, чем раньше. А вслед за каждой решенной проблемной задачей появляются новые, которые также нужно решать. Решение пробл ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru