Функции кожи. Кожные заболевания и их профилактика

Актуально о образовании » Гигиена кожи » Функции кожи. Кожные заболевания и их профилактика

Страница 1

Функции кожи. Клетки нашего организма живут в жидкой среде. Через кровь, лимфу и тканевую жидкость они получают питательные вещества и кислород, выделяют в них продукты распада. Целостный организм находится в газообразной среде, его окружает воздух. Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду от внешней, надежно охраняя ее постоянство.

Снаружи кожа покрыта тонким слоем покровной ткани - эпидермисом. Он состоит из нескольких слоев довольно мелких клеток. За эпидермисом следует собственно кожа - дерма. Она представляет собой в основном соединительную ткань. Пучки коллагенновых волокон придают коже прочность, а эластические во

локна делают кожу упругой. Благодаря им кожа молодых людей эластична и упруга. У людей пожилого возраста эластические волокна истончаются и кожа становится дряблой. Дерму пронизывает густая сеть кровеносных сосудов и нервов. В собственно коже имеются мышцы, способные приподнимать волосы. Поскольку секреты сальных желез через их протоки попадают в волосяные мешочки, при всяком движении волоса сало выдавливается на поверхность.

Подкожная клетчатка соединяет дерму с глубже лежащими мышцами и костями. Она богата жировыми клетками. Жировая ткань является резервным хранилищем питательных веществ и во

ды и предохраняет тело от охлаждения. Вода запасается в многочисленных лимфатических сосудах и капиллярах, а также в тканевой жидкости. В самих жировых клетках воды немного.

Первая функция кожи - механическая. Кожа предохраняет глубже лежащие ткани от повреждений, высыхания, физических, химических и биологических воздействий. Напомним, что кожа выполняет барьерную функцию, отделяя внутреннюю среду от непрерывно меняющейся внешней среды. Но в таком случае, как же живут клетки, непосредственно граничащие с воздухом? Клетки самого поверхностного слоя эпидермиса мертвы. Живы лишь внутренние клетки эпидермиса. Они интенсивно размножаются, вблизи дермы, те же слои, которые оттесняются ближе к поверхности, роговеют, постепенно отмирают и, наконец, слущиваются. Так непрерывно, слой за слоем, обновляются клетки эпидермиса.

Этот процесс происходит с момента рождения человека до его последнего часа и продолжается некоторое время даже после смерти.

Сало и пот, выделяемые сальными и потовыми железами, создают среду, неблагоприятную для микроорганизмов, вредных для человека, препятствуют проникновению внутрь химических веществ и воды. Однако любое приспособление относительно. Некоторые вещества, в том числе и вредные, как соли ртути, способны проникать в организм через кожу. Животные и растительные жиры также могут всасываться в кожу через отверстия сальных протоков. На этом основано применение различных лекарственных мазей и косметических средств.

Вторая функция кожи связана с теплорегуляцией. Кожа имеет потовые железы. Выделяясь на поверхность кожи, пот испаряется и ее охлаждает. Охлаждение кожи достигается и путем расширения кожных кровеносных сосудов. Проходящая по ним кровь отдает часть своего тепла во внешнюю среду. Сужение сосудов и уменьшение потоотделения содействуют сохранению тепла.

Третья функция кожи - рецепторная. В дерме и подкожной клетчатке находится много рецепторов - окончаний чувствительных нервных волокон и специализированных образований, воспринимающих прикосновение, давление, холод, тепло, боль. Многие рецепторы участвуют в рефлексах, защищающих наш организм от травм, через них мы получаем информацию о предметах, с которыми нам приходится контактировать. Особенно чувствительны к осязанию подушечки пальцев рук. На них заметны борозды и углубления, образующие рисунок, индивидуальный для каждого человека. Под эпидермисом на дне этих углублений расположены многочисленные рецепторы, выполняющие осязательные функции. Благодаря им человек способен тонко воспринимать рельеф поверхности, с которой соприкасаются пальцы. Эта способность руки возникла в связи с трудовой деятельностью.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Закрепление изученного
- А теперь "Проверь себя" 1. Какого композитора называют музыкальным сказочником? 2. Узнай музыкальный фрагмент. Самопроверка. - Какую песню, известную вам и созвучную нашей теме, вы могли бы вспомнить? - Как ее нужно исполнять? · "Сказки гуляют по свету" - исполнение. 2. Итог у ...

Организация трудовой деятельности в ДОУ
Дошкольное образовательное учреждение функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам противопожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству дошкольного учреждения, определёнными, нормативными документа ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru