Таким образом, детский фольклор является ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
"Едва ли можно найти материал более близкий, - писал Г.С.Виноградов,- затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор".
Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьезных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей.
Одна из главных задач, как воспитателей дошкольных учреждений, так и родителей сформировать круг детского чтения. Круг детского чтения - это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети.
Особенно быстро меняется круг детского чтения дошкольников. Здесь фактически каждому году соответствуют свои произведения: от четырехстрочных пестушек и потешек на первом году до объемных романов-сказок на седьмом.
Современные дети практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого раскрывается в диалоге, выразительность интонации, живость лица говорящего заменены телевидением и видео.
Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восстановление образа человека культуры как личности целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры и творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.
Одним из удивительных явлений культуры, к которому история вела людей далекими и трудными дорогами, является самоценность человека, восхождение к ценностям детства, его бережение и защита, что составляет неотъемлемую часть русской историко-культурной педагогической традиции. Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Таким образом, педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания в духе родной культуры, так как он живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее.
Подробно о педагогике:
Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала
В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов ...
Методика работы по развитию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется ...
Мотивы учения младших школьников и их формирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во в ...