Педагогическое значение произведений устного народного творчества

Актуально о образовании » Изучение детской литературы » Педагогическое значение произведений устного народного творчества

Страница 1

Понятие "народная педагогика" включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. "Народная педагогика" древнее академической науки "педагогики".

Древний человек, живя в суровых условиях, накапливал все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям. Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации.

Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. Для этого использовали простые стишки-пестушки. Простые, потому что исполнение их не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных. Но в них есть все: понимание значения этого приема и для роста организма ("Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки"), и для развития двигательных функций ребенка ("А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки"), и для умственного и нравственного развития (" А в роток говорок, А в голову разумок").

Главное назначение забавы – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

Потешки сменяются прибаутками. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.

В жанрах поэзии пестования, при строгом учете физических и психических возможностей и потребностей ребенка в каждый возрастной период, сконцентрирован, веками отобранный, эмоционально действенный и тщательно выверенный материал, закреплены формы его введения и приемы дозирования. Значение поэзии пестования для развития, воспитания ребенка трудно переоценить.

Важнейшее место в жизни людей принадлежит коммуникативно-речевой деятельности. Естественно, что народ-педагог искал совершенные формы и методы подготовки к ней подрастающего поколения. Начиналась эта подготовка еще в колыбельный период средствами поэзии пестования. Настоящей школой направленного диалога являются словесные игры. Цель их – потешить, позабавить детей. Но при этом на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательная, коммуникативно-речевая (школа речевого общения), нравоучительная (умение приспосабливаться к требованиям социума), мнемоническая.

Загадка так же имеет педагогическую ценность. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания. Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.

Многие забавы детей являются "шуточным подражанием серьезному делу взрослых", средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Роль наставника в воспитании учеников
Формирование нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нра ...

Место методики обучения технологии в теории обучения
Теория и методика обучения технологии входит в состав обширных педагогических знаний. Она представляет собой ветвь дидактики или общей теории обучения. В свою очередь дидактика входит составной частью в педагогику как науку о воспитании. Можно построить следующую цепочку в общей системе педагогичес ...

Организация экспериментального исследования
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература [18,19,20,21], опыт учителей во внекласс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru