Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи:
1) формирование правильного произношения звуков;
Звуки как материальные знаки выполняют две функции: доведение речи до восприятия слухом и различение значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее:
· совершенствование движений органов артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика;
· последовательная работа над чётким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей;
· закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.
2) выработка дикции;
Причины плохой дикции:
* недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;
* небрежное отношение к собственному высказыванию;
* чрезмерно ускоренная речь;
* недостатки звукопроизношения;
* слабый контроль за собственным высказыванием.
3) работа над правильным произношением и словесным (фонетическим) ударением;
Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребёнок чётко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Ребёнка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа. Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова. Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы.
4) работа над орфоэпической правильностью речи;
Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространенно диалектное произношение.
5)формирование темпа речи и качеств голоса;
Темп речи зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. Легко воспринимаемая речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи (степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока) и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т.д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл.
6) воспитание выразительности речи;
Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:
· естественная выразительность повседневной детской речи;
· произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребёнком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения)
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребёнка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребёнок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится. Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчёркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Непринуждённая речь ребёнка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.
Подробно о педагогике:
Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога
Самооценка профессиональных способностей званий и достижений это важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности. ...
Классификация общего недоразвития речи
В настоящее время в логопедии существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах. Клинико-педагогическая классификация, разработанная Е.М. Мастюковой, ориентирована на медицинские дан ...
Анатомо-физиологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Физическое развитие в дошкольном возрасте зависят от влияния окружающей среды, неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательных учреждениях, социальные бедствия и катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит ди ...