Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи

Актуально о образовании » Звуковая сторона речи » Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи

Страница 1

Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи:

1) формирование правильного произношения звуков;

Звуки как материальные знаки выполняют две функции: доведение речи до восприятия слухом и различение значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее:

· совершенствование движений органов артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика;

· последовательная работа над чётким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей;

· закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.

2) выработка дикции;

Причины плохой дикции:

* недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

* небрежное отношение к собственному высказыванию;

* чрезмерно ускоренная речь;

* недостатки звукопроизношения;

* слабый контроль за собственным высказыванием.

3) работа над правильным произношением и словесным (фонетическим) ударением;

Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребёнок чётко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Ребёнка иногда затрудняет постановка словесного ударения. Наш язык характеризуется нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога. Требует внимания постановка детьми ударения в некоторых существительных в именительном падеже, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа. Внимание детей седьмого года жизни можно обратить на то, что с изменением места ударения иногда меняется и значение слова. Ударение в русском языке является средством различения грамматической формы.

4) работа над орфоэпической правильностью речи;

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, а также произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. Легче в детстве сформировать правильное литературное произношение, чем потом взрослому человеку исправлять ошибки подобного рода. Особое значение приобретает эта задача в тех областях, где распространенно диалектное произношение.

5)формирование темпа речи и качеств голоса;

Темп речи зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. Легко воспринимаемая речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи (степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока) и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро, и т.д. Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах. Нужно научить детей согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл.

6) воспитание выразительности речи;

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

· естественная выразительность повседневной детской речи;

· произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (предложения или рассказа, составленного самим ребёнком по заданию воспитателя, пересказа, стихотворения)

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребёнка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребёнок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорится. Эмоциональность проявляется, прежде всего, в интонациях, в подчёркивании отдельных слов, паузах, мимике, выражении глаз, в смене силы и темпа голоса. Непринуждённая речь ребёнка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи, которую мы должны закрепить и сохранить.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Концепции проблемного обучения, психологические условия организации проблемного обучения
Поскольку традиционное обучение во многом не отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов обучения, которые позволяют формировать творческих знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные профессионально-производственные и научные пр ...

Определение понятия памяти. Основные теории памяти
Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. [12, c.11] Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать ...

Выявление эффективности учебного процесса в профессиональном училище с помощью традиционных средств контроля
Цель данного этапа эксперимента: выявить эффективность учебного процесса в профессиональном учебном заведении. Задачи: провести анкетирование педагогов; изучить учебно-методическую документацию профессионального училища; выбрать группы для проведения эксперимента; провести контрольный срез; провест ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru