Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.
Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. [Максаков А.И., с.2] Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Воспитание звуковой культуры речи направлено на развитие фонетико-фонематического компонента речевой системы; полноценное его развитие; обеспечивает благоприятное протекание уровня моторного программирования речевой деятельности. Дошкольный возраст сензентивен для воспитания звуковой культуры. Это обусловлено рядом причин:
· происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь (центр Брока: артикуляция, моторика; центр Вернике: фонематический слух);
· происходит анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата.
Значение воспитания звуковой культуры речи:
· воспитание полноценной личности ребенка;
· звуковая культура речи – основа благоприятных социальных контактов и общения;
· полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи;
· овладение фонетикой, фонематикой – условия успешной подготовки к школе.
Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е.И.Тихеева, О.И.Соловьёва, В.И.Рождественская, Е.И.Радина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, М.Ф.Фомичёва, Г.А.Тумакова). Многие исследователи подчёркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н.Гвоздев, К.И.Чуковский, М.Е.Хватцев, Д.Б.Эльконин, С.Н.Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи (Ф.А.Сохин, Г.П.Белякова, Е.М. Струнина, Г.А.Тумакова, М.М.Алексеева). От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:
* развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой артикуляции;
* развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи, так как самым трудным для ребёнка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических работах работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.
Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20 % детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Основные понятия
Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица
Дикция – внятное, чёткое произношение слов и их сочетаний
Ударение - выделение силой голоса из группы слогов одного слога
Ударение – языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука [Российская Е.Н.]
Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов
Фразовое ударение – выделение голосом группы слов
Орфоэпия – совокупность правил образцового литературного произношения
Темп речи – скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.)
Интонация – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится [Артемьев В.А.].
Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи [Максаков А.И.]
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства [Фомичева М.Ф.]
Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, т.е. узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой.
Речевое дыхание – совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и выведение из него углекислого газа (на выдохе) [Дмитриев].
Речевое дыхание – это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания
« Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» [Рожденственский Н.С.].
Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения
Тембр – эмоционально- экспрессивная окраска речи
Мелодика – движение голоса по высоте, т.е. скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придаёт ей певучесть, нежность, гибкость
Мелодика – тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания [Российская Е.Н.]
Пауза – временная остановка в речи
Пауза – интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании [Российская Е.Н.]
Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания
Высота голоса – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот
Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка
Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию
Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения
Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками
Слуховое внимание – умение определять на слух то или иное звучание и направление звука.
Восприятие темпа и ритма речи – способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру в единстве с темпом речи
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие речевой моторики и выработку правильных артикуляторных укладов для произнесения звука.
Подробно о педагогике:
Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сам ...
Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
Одним из главных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является развитие её звукопроизносительной стороны. Начиная с первого периода обучения, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед индивидуально или с маленькими подгруппами (2-3 человека) работал над выраб ...
Наглядность, используемая на уроках немецкого языка
Повышение эффективности обучения иностранным языкам во многом зависит от учебно-материальной базы школы, и от того, какими средствами обучения располагает учитель и как он их использует в учебном процессе. В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаи ...