Звуковая сторона речи

Актуально о образовании » Звуковая сторона речи

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Звуковая культура речи является составной частью общей культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. [Максаков А.И., с.2] Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Воспитание звуковой культуры речи направлено на развитие фонетико-фонематического компонента речевой системы; полноценное его развитие; обеспечивает благоприятное протекание уровня моторного программирования речевой деятельности. Дошкольный возраст сензентивен для воспитания звуковой культуры. Это обусловлено рядом причин:

· происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь (центр Брока: артикуляция, моторика; центр Вернике: фонематический слух);

· происходит анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата.

Значение воспитания звуковой культуры речи:

· воспитание полноценной личности ребенка;

· звуковая культура речи – основа благоприятных социальных контактов и общения;

· полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи;

· овладение фонетикой, фонематикой – условия успешной подготовки к школе.

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата (Е.И.Тихеева, О.И.Соловьёва, В.И.Рождественская, Е.И.Радина, М.М.Алексеева, А.И.Максаков, М.Ф.Фомичёва, Г.А.Тумакова). Многие исследователи подчёркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н.Гвоздев, К.И.Чуковский, М.Е.Хватцев, Д.Б.Эльконин, С.Н.Карпова). От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи (Ф.А.Сохин, Г.П.Белякова, Е.М. Струнина, Г.А.Тумакова, М.М.Алексеева). От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому работа должна вестись в двух направлениях:

* развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, чёткой артикуляции;

* развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи, так как самым трудным для ребёнка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических работах работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20 % детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Основные понятия

Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица

Дикция – внятное, чёткое произношение слов и их сочетаний

Ударение - выделение силой голоса из группы слогов одного слога

Ударение – языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука [Российская Е.Н.]

Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов

Фразовое ударение – выделение голосом группы слов

Орфоэпия – совокупность правил образцового литературного произношения

Темп речи – скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.)

Интонация – звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится [Артемьев В.А.].

Интонация – это сложный комплекс фонетических средств, выражающих смысловое отношение к высказываемому и эмоциональные оттенки речи [Максаков А.И.]

Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства [Фомичева М.Ф.]

Речевой слух – это способность человека точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи, т.е. узнавать, слышать и передавать все фонологические средства языка, соотнося их с общепринятой языковой нормой.

Речевое дыхание – совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и выведение из него углекислого газа (на выдохе) [Дмитриев].

Речевое дыхание – это умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами в процессе речевого высказывания

« Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» [Рожденственский Н.С.].

Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения

Тембр – эмоционально- экспрессивная окраска речи

Мелодика – движение голоса по высоте, т.е. скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придаёт ей певучесть, нежность, гибкость

Мелодика – тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания [Российская Е.Н.]

Пауза – временная остановка в речи

Пауза – интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании [Российская Е.Н.]

Сила голоса – смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания

Высота голоса – повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот

Звукопроизношение – способность правильно воспроизводить звуки родного языка

Фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию

Чистоговорка – ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения

Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками

Слуховое внимание – умение определять на слух то или иное звучание и направление звука.

Восприятие темпа и ритма речи – способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру в единстве с темпом речи

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие речевой моторики и выработку правильных артикуляторных укладов для произнесения звука.

Подробно о педагогике:

Особенности логического мышления младших школьников
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития. Различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятел ...

Задачи и содержание работы по развитию звуковой культуры речи
Можно выделить следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи: 1) формирование правильного произношения звуков; Звуки как материальные знаки выполняют две функции: доведение речи до восприятия слухом и различение значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Постановка правильного звукоп ...

Территориальные диалекты как нелитературная форма существования национального языка
Диалект ограничен территориально и функционально, существует только в устной форме, нормы диалекта не являются строгими, диалект менее дифференцирован стилистически. При выделении диалектов учитываются не только языковые, но и внеязыковые факторы. В частности, первостепенное значение имеет общность ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru