Доказывать все это бывает очень трудно, и поэтому полученные результаты в последовательных экспериментах часто выглядят неубедительными. Однако было бы ошибочным считать подобные эксперименты бесперспективными. Тщательный и длительный период наблюдений над большим количеством исследуемых до введения в учебный процесс нового фактора, а также сравнительна короткий период действия нового фактора, не могущий вызвать значительных сдвигов в физическом развитии и образовании занимающихся, - все это во многом может нейтрализовать перечисленные негативные стороны последовательного эксперимента.
В последовательных экспериментах доказательства выдвинутой гипотезы строится по одной из трех схем: единственного различия, сопутствующих изменений и единственного сходства.
Схема единственного различия
Состояние педагогического процесса |
Педагогические факторы |
Причинно-следственные связи |
Педагогические результаты |
До После |
Ф1 + Ф2 + .+ Фn ЭФ + Ф2 + .+ Фn |
|
Р1 + Р2 + .+ Рn = P0 ЭР + P2 +…+ Pn = ЭР0 |
Условные обозначения:
«До» - состояние педагогического процесса до введения в него нового фактора;
«После» - состояние педагогического процесса после введения в него нового фактора;
«Ф1 Ф2» и т. д. - многообразные педагогические факторы, от которых зависит эффективность учебно-воспитательного процесса;
«ЭФ» - экспериментальный фактор, вводимый в педагогический процесс для установления его эффективности;
«Р1 Р2» и т.д. - частные педагогические результаты (техническая подготовка, тактическая подготовка и т. п.) как следствие действия педагогических факторов;
«Р0» - общий педагогический результат, например спортивный результат;
«ЭР» - частный педагогический результат как следствие действия экспериментального фактора «ЭФ»;
«ЭР0» - общий экспериментальный результат как следствие действия всех педагогических факторов, в том числе и экспериментального.
Логическая схема доказательства в эксперименте «единственного различия» сводится к следующему. Если вслед за изменениями одного педагогического фактора (например, Ф1; на ЭФ) при сохранении неизменными всех остальных (Ф2, Ф3 и т. д.) изменяется один компонент педагогического результата (например, Р1 на ЭР) при сохранении неизменными всех остальных (Р2, Р3 и т. д.), то есть основание считать, что первое (ЭФ) послужило причиной изменения второго (ЭР). Изменение частного педагогического результата (ЭР) приводит при прочих равных условиях к изменению общего педагогического результата (ЭР0).
Схема сопутствующих изменений (модификация схемы единственного различия)
Состояние педагогического процесса |
Педагогические факторы |
Причинно-следственные связи |
Педагогические результаты |
До После – 1 После – 2 После – 3 |
Ф1 + Ф2 +…+ Фn ЭФ1 + Ф2 +…+ Фn ЭФ2 + Ф2 +…+ Фn ЭФ3 + Ф2 +…+ Фn |
|
Р1 + Р2 +…+ Рn = P1 ЭР1 + Р2 +…+ Рn = ЭP01 ЭР2 + Р2 +…+ Рn = ЭP02 ЭР3 + Р2 +…+ Рn = ЭP03 |
Условные обозначения аналогичны приведенным в предыдущей схеме. Разница состоит только в том, что «После», «ЭФ», «ЭР» и «ЭР0» имеют несколько вариантов, обозначенных цифрами 1, 2 и 3.
Логическая схема доказательства в эксперименте «сопутствующих изменений» сводится к следующему. Если вслед за последовательными изменениями одного педагогического фактора (например, Ф1 на ЭФ1 ЭФ2 и т. д.) при сохранении неизмененными всех остальных (Ф2, Ф3 и т. д.) последовательно изменяется один из компонентов педагогического результата (например, Р1 на ЭР1 ЭР2 и т. д.) при сохранении неизменными всех остальных (Р2, Р3 и т. д.), то есть основание считать, что последовательные изменения экспериментального фактора послужили причиной последовательных изменений экспериментального результата.
Подробно о педагогике:
Основные аспекты профилактики социального сиротства средствами образования
Исследователи проблемы социального сиротства единодушны в том, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству – это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». И система образования является одним из ключевых ...
Характеристика звукового состава русского языка
В разделе "Фонетика" М.А. Теленкова [5] отмечает, что каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой. Воздушная струя, идущая из лёгких, моделируется колебаниями голосовых связок, расп ...
Моделирование и проведение формирующего эксперимента
В данном параграфе описание хода и результата экспериментальной работы по апробации и внедрению элементов системы дидактических игр (Приложение 2), предложенной Т.В.Башаевой, направленных на освоение практических действий, формирование представлений о эталонах цвета и умственных действий по восприя ...