Логическая схема доказательства в подобном эксперименте сводится к следующему. Если вслед за последовательными изменениями всех педагогических факторов (например, Ф1 Ф2, Ф3 и т. д.) при сохранении неизменным одного (Фn) последовательно изменяются все компоненты педагогического результата (например, Р1 Р2, Р3 и т. д.), но неизменным остается один (Рn), то есть основание считать, что остающийся неизменным фактор Фn является причиной неизменяемости результата Рn.
Схема единственного сходства
Состояние педагогического процесса |
Педагогические факторы |
Причинно-следственные связи |
Педагогические результаты |
1 2 3 4 |
Ф1 + Ф2 +…+ Фn Ф3 + Ф4 +…+ Фn Ф5 + Ф6 +…+ Фn Ф7 + Ф8 +…+ Фn |
|
Р1 + Р2 +…+ Рn = P0 Р3 + Р4 +…+ Рn = P01 Р5 + Р6 +…+ Рn = P02 Р7 + Р8 +…+ Рn = P03 |
Таким образом, все последовательные эксперименты построены по схеме «До» и «После». Чтобы сравнить состояние педагогического процесса после введения в него экспериментального фактора с тем состоянием, которое было до введения, измеряют состояние «До» (например, исходный уровень физического развития), затем «После» (например, конечный уровень физического развития) и определяют достоверность изменения показателей.
К помощи последовательных экспериментов приходится прибегать в тех случаях, когда группа исследуемых настолько малочисленна и специфична, что нельзя создать каких-то аналогичных контрольных групп (например, команды высококвалифицированных спортсменов). Когда же имеется возможность создать контрольные группы, применяют различные виды параллельных экспериментов.
Параллельные эксперименты строятся по схеме идентичных групп, которая предусматривает организацию двух и более максимально одинаковых парных учебных групп. В одной группе каждой пары применяется экспериментальный метод организации учебно-воспитательного процесса (экспериментальная группа), в другой - контрольный метод (контрольная группа). Учебные занятия и обследования проводятся одновременно в обеих группах, т. е. параллельно.
При данном построении эксперимента появляется убежденность, что все спонтанные, неуправляемые факторы будут оказывать примерно одинаковое воздействие на занимающихся как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Различия же в конечном результате окажутся следствием действия именно экспериментального фактора.
Формальный критерий доказательства гипотезы в параллельных экспериментах разработан А. Стауффером (А. Stouffer, 1950) в виде следующей схемы (обозначения изменены):
В
Ф→Р |
ЭФ→ЭР |
Ф→Р |
КФ→КР |
Экспериментальная ЭР – Р = Э
группа
А Б
Контрольная группа КР – Р = К
Г
Условные обозначения (кроме тех, которые использованы в предыдущих схемах):
«КФ» - педагогический фактор в контрольной группе, отражающий общепринятое педагогическое положение и служащий основанием для оценки эффективности экспериментального фактора;
«КР» - педагогический результат в контрольной группе как следствие действия «КФ»;
«Э» - прирост педагогического результата вследствие действия экспериментального фактора «ЭФ».
«К» - прирост педагогического результата вследствие действия контрольного фактора «КФ»;
«АБ» - горизонталь, выше которой фиксируются изменения в экспериментальной группе, ниже - в контрольной;
«ВГ» - вертикаль, слева от которой указываются исходные состояния педагогических процессов, справа - конечные.
Логическая схема доказательства выдвинутой гипотезы в экспериментах с идентичными группами строится на разности показателей экспериментальных и контрольных результатов. В зависимости от природы исследуемого педагогического явления критерий доказательства может быть трех видов.
Подробно о педагогике:
Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...
Роль деятельностного метода обучения в реализации современных
образовательных целей
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной ...
Исследование мотивов учебной деятельности учащихся начальных классов
Для изучения мотивации младших школьников мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы №2 г. Краснокаменска. Цель исследования: провести анализ мотивации учения у учащихся начальной школы. Задача 1. Выявить мотивацию учения у младших школьников. Задача 2. Проан ...