Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Актуально о образовании » Использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста » Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике

Страница 7

Мария Монтессори считала, что воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением. [5,93]

Дидактический материал очень богатый по содержанию, выделить то, что формирует эталоны цвета сложно, цвет у М. Монтессори является дополнительным признаком для формирования представлений других признаков.

Отечественный педагог Е.И Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Е.И Тихеева отводила воспитателю. [5,222]

Б.И. Хачапуридзе для овладения восприятием цвета, предлагает использовать дидактический материал для коллективных и индивидуальных игр: «Секторина», «Живоее домино», «Ваза цветов», «Вертолина», а также предлагает применять краски, цветные карандаши, природный материал. Дидактические игры, предложенные Б.И. Хачапуридзе, предусматривали необходимость применения ребенком активных интеллектуальных операций (абстракции, обобщения, анализа и синтеза) и овладения словесным обозначением предметов и выделяемых свойств.

Группа отечественных психологов и педагогов А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. в своих исследованиях пришли к выводу о том, что сенсорное воспитание в дошкольном возрасте осуществляется через доступные детям виды изобразительной деятельности – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Именно эти виды деятельности создают благоприятные условия для формирования сенсорных способностей, связанных с познанием пространственных и цветовых свойств предметов.

На основании исследований Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина, А.П. Усовой и др. сложилась современная общая система сенсорного воспитания.

Ведущей формой сенсорного воспитания, как считают педагоги (Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова, Н.П. Сакулина и др.) являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется в процессе обучения изобразительной деятельности, конструированию, родному языку и др. [1,14]

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.[1,15]

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляются в формах увлекательных доступных ребенку.[37,5]

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развив ...

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
Одним из главных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является развитие её звукопроизносительной стороны. Начиная с первого периода обучения, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед индивидуально или с маленькими подгруппами (2-3 человека) работал над выраб ...

Активные формы и методы обучения
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компе ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru