Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Актуально о образовании » Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций » Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Страница 1

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя – один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» ( определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета – открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет – красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.

Принцип В.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.

В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Анализ динамики показателей физической подготовленности девушек за период исследования
Исследование динамики физической подготовленности необходимая часть для коррекции учебного процесса, а также для совершенствования шкалы оценки физической подготовленности. Для определения физической подготовленности студенток использовалась батарея тестов, включающая восемь упражнений. Эти двигате ...

Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности
По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом ее является продукт, обладающий новизной. Конечно, школьники в классе не могут создавать проду ...

Приемы обучения решению задач учащихся первого класса
Во многих методических пособиях по математике рекомендуются следующие приемы обучения детей решения задач: постепенное усложнение и развитие задачи; изменение условий задачи при сохранении её вопроса; изменение вопроса задачи при сохранении её условия; преобразование задачи; решение задачи нескольк ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru