Игры постепенно формируют сначала практические действия по цветовому различению, а затем формирование эталонов и умственных действий по восприятию цвета. Задачи следуют с постепенным усложнением: начинаются с более контрастных цветов, потом добавляются новые цвета.
В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в такой последовательности, которая соответствует возрастным особенностям детей. [27]
Швайко Г.С. в своем сборнике «Игры и упражнения для развития речи» предлагает среди прочих комплекс дидактических игр и игровых упражнений, направленных на активизацию в речи старших дошкольников слов, обозачающие цвета и оттенки, и позволяющие классифицировать цвета в зависимости от их свойств: светлые – темные, теплые – холодные.
Особое место занимают игры и упражнения на различение цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой системой цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности. Эти игры чрезвычайно важны, так как исследования отечественных ученых, показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, вместе с тем понять без соответствующего обучения систематизацию тонов и оттенков не может. Детские работы (рисунки, аппликации), хотя и воспроизводят цвета в самых различных сочетаниях, не отражают их взаимосвязи в цветовом круге.
Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов. Осуществляя межпредметную связь на занятиях можно использовать игры, знакомящие с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. Так, чтобы нарисовать улицу в дневное и вечернее время, дети должны уметь объединять цвета в группы «светлые» и «темные». Поупражнять их можно посредством игрового упражнения «Футболисты». Педагоги практики отмечают, что дети с большим интересом и разнообразием (в плане цветового решения) изображают жар-птицу, если перед этим их учили различать холодные и теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого букет больше?»)
Игры на узнавание и различие цвета Г. С. Швайко предлагает строить так: вначале ребенку помогают запомнить так называемые близкие друг другу цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, розовый – сиреневый и т.п.(«Уточним цвет предметов»); далее дети упражняются в различении, назывании группировки светлых и темных цветов, употреблении обобщающих слов темные тона, светлые тона (игра «Футболисты»).
Вслед за этим детей учат различать оттенки одного цвета: на первых порах выбираются два оттенка (игра «Какие краски использованы?»), потом – несколько оттенков, например, светло-желтых – темно-желтых (игры «Цветное лото», «Подбери чашечки по блюдцам» и др.).
С помощью дидактических игр дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета, упражняются в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного к более светлому и наоборот (игра «Махровые цветы»), закрепляют знания цветов радуги (игра «Радужный хоровод»), учат различать теплые и холодные цвета. Игра «Костюмы для петрушек» упражняет дошкольников в определении контрастных цветов путем использования спектрального круга с двойной передвигающейся стрелкой. Завершают эту группу игра «Две сестренки», где дети, составляя описательные рассказы, должны пользоваться точным и разнообразным словарем, характеризующим названия предметов, частей, деталей, их цвет и расположение в пространстве. [28]
Подробно о педагогике:
Эстетическое воспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения
проектированию одежды как социально-педагогическая проблема
В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания является особой. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в лич ...
Исторические аспекты развития проблемы семьи, воспитывающей аномального
ребенка
Проблемы семьи, имеющей аномального ребенка, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения такой семьи и общества характеризуются различной степенью внимания социума к проблемам семьи и ее нуждам. Анализ литературных источников позволяет выделить определен ...
Исследование основных психических процессов у детей 6-7 лет
В диагностике участвовали дети 6-7 лет детского сада №87 Центрального района города Санкт-Петербурга. Цель: выявить насколько развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы: память, внимание и мышление. Методы исследования: методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, которая позво ...