Логопедическое обследование детей в группе ОНР

Страница 2

Далее логопед обследовал общее развитие каждого ребенка. Он проверил:

- счет прямой и обратный в пределах 10 на материале счетных палочек;

- знание геометрических фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник, круг (геометрическое «Лото», «Почтовый ящик»);

- называние детьми основных и оттеночных цветов, предложенных на карточке;

- выделение четвертого лишнего предмета по картинкам;

- ориентацию в пространстве: покажи правый, левый глаз; правое, левое ухо; назови предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади от тебя;

- ориентацию во времени: назови части суток, времена года (по картинкам);

- способность к логическому мышлению (игра «Бывает, не бывает», сравнение предметов (солнце и лампа)).

Дети неодинаково справились с заданием. У Саши, Ромы и Вовы возникли затруднения при назывании частей суток. Дима и Игорь путали левую и правую руку. Денис неуверенно и медленно считал палочки. Это говорит о том, что общее развитие детей отстает от возрастной нормы.

Для обследования психических функций детей логопед использовал различные игры и задания. Он предложил дошкольникам внимательно посмотреть, назвать и запомнить игрушки (заяц, лиса, медведь, петух, собака, кошка), которые стоят на столе. Затем он убрал игрушки, а дети перечислили их по памяти.

В игре «Найди отличие на картинке» логопед выявлял уровень внимания дошкольников. Дети сравнивали две картинки и находили несколько отличий.

Логопед отметил, что у всех детей снижено восприятие, внимание неустойчивое, ограниченный объем памяти.

Затем логопед обследовал у детей понимание речи. Он просил ребенка выполнить ряд словесных инструкций: «Подойди к шкафу. Возьми с нижней полки красный кубик. Положи его на стол рядом с карандашами». Логопед отметил, что Дима и Денис медленно выполняли задание, а остальные дети с ним справились.

Обследуя состояние связной речи детей, логопед предлагал каждому ребенку пересказать небольшой текст, чтобы выяснить, понимает ли ребенок смысл рассказа, может ли пересказать его в логической последовательности:

Лев и мышь.

Лев спал. Мышь пробежала по его туловищу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил её. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.

При составлении рассказа по серии сюжетных картинок, логопед давал ребенку ряд заданий:

1) разложить картинки, определив, что было вначале, а что потом;

2) дать имена действующим лицам;

3) определить время и место действия;

4) закончить рассказ.

Логопед проанализировал, умение детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по картинке, из личного опыта, и отметил наличие аграмматизмов, затруднения в построении лексико-грамматических конструкций, передаче логической последовательности.

Потом логопед обследовал грамматический строй речи детей и уделили особое внимание грамматическим конструкциям.

Образование детьми множественного числа существительных логопед обследовал при помощи картинок: шарф – шарфы, мяч – мячи, рукав – рукава. Логопед обследовал, как дети употребляют формы родительного падежа множественного числа существительных. Он задавал вопросы: «Много чего? – шар – шаров; береза – берез; чашка – чашек.

Логопед проверял, как дети образовывают существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он называл большие предметы, а обследуемый ребенок уменьшительную форму этих же слов (стул – стульчик, дом – домик, елка – елочка).

У Саши и Ромы возникли трудности в образовании множественного числа существительных, они вместо слова «мячи» - назвали «мяча». Игорь и Денис не смогли верно образовать уменьшительно-ласкательную форму слова «ухо».

При помощи предъявленных картинок (красный шар, голубое платье, маленькое ведро) логопед выяснял умение детей согласовывать прилагательные с существительными в единственном и множественном числе (новые ботинки).

Затем дети считали предметы (один гриб, два гриба … пять грибов; одно ухо, два уха … пять ушей), а логопед допущенные детьми ошибки в согласовании числительных с существительными фиксировал в речевых картах детей.

При обследовании употребления детьми существительного в разных падежах, логопед предъявлял им картинки с изображением определенных ситуаций и предлагал ответить на вопросы:

- Чем девочка кушает суп? (ложкой)

- Откуда возвращаются дети? (из леса)

- Где сидит собака? (у забора)

Далее логопед обследовал, как дети понимают и употребляют простые и сложные предлоги: «Куда я положил карандаш?( На стол). Откуда я достал кубик? (Из-под стола). Где стоят книги? (В шкафу)».

При обследовании предлогов выявилось, что особые трудности испытывают Денис и Рома. Оказалось, что дети путают некоторые простые предлоги, а сложные предлоги малодоступны дошкольникам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Понятие общего недоразвития речи и его причины
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [17]. Являясь системным нарушением, общее недоразвитие проявляется в типичны ...

Принципы дидактики в ТРИЗ-педагогике
Люди постепенно осознают, что запомнить всю информацию, которая обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно. Поэтому нужно менять приоритет в образовании [13]. Знания должны уступить способам деятельности и творчества. Процессом педагогического творчества можно управлять на основе ...

Концепция воспитательной системы С.Т.Шацкого
С.Т. Шацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывно связаны между собой и дополняли друг друга. Он утверждал, что нельзя пропагандировать идею, предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печа ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru