Особенности ознакомления с окружающим миром детей с задержкой психического развития

Страница 2

2) Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения

Авторы: Г.Л. Кузнецова, В.В. Колевникова, С.М. Тарамышева, Л.В. Чабан, Н.В. Щербатова, В.Н. Логинова, Н.С. Логинова, Н.С. Пикалова, Е.А. Паклерова, В.Ф. Гончарова, В.Н. Воробьева, Д.В. Хакимова, Н.Я. Афлетонова, С.Н. Савинова, Н.Н. Юнусова, Л.П. Курбатова, Г.Н. Файзаханова, О.Б. Кучерова, З.И. Косенко, С.Н. Паклинова, Л.Ш. Монина.

Программно-методическое пособие предназначено для специалистов ДОУ, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель: систематизация, обобщение и обогащение содержания коррекционно-развивающего образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях ДОУ.

Содержание

Рассмотрим блок "Познавательное и речевое развитие дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром". Он решает следующие задачи:

- уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире;

- формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки, изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни;

- развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) коррекция недостатков;

- уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью;

- формирование лексико-грамматических средств языка, развитие навыков связной речи;

- развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка;

- формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой [2,3].

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления о явлениях живой и неживой природы. Занятие проводит учитель-дефектолог. Его основная задача расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), осуществляет экологическое образование. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов. У детей развивается наблюдательность и умение видеть закономерности в природе.

Таким образом, в различных программах задачи ознакомления с окружающим миром являются одними из ведущих.

Выводы по главе 1

Таким образом, к концу дошкольного возраста большинство детей с ЗПР оказываются способны выделять существенные признаки явлений, однако нормально развивающиеся дошкольники стремятся ориентироваться на комплекс существенных признаков. Специфичные и объяснимые характером нарушения затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего с ними и вокруг них проявляются и в области представлений о мире.

В процессе формирования представлений о мире нормально развивающиеся дошкольники, дети с ЗПР нуждаются в различной помощи взрослого. Детям с ЗПР в большинстве случаев требуется развернутая и поэтапная помощь. Поэтому работа по ознакомлению с окружающим миром является важной частью коррекционной работы с детьми изучаемой категории.

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Исследование основных психических процессов у детей 6-7 лет
В диагностике участвовали дети 6-7 лет детского сада №87 Центрального района города Санкт-Петербурга. Цель: выявить насколько развиты у детей 6-7 лет основные психические процессы: память, внимание и мышление. Методы исследования: методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна, которая позво ...

Констатирующий эксперимент: уровень восприятия детьми книжной иллюстрации
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...

Упражнения и задания по формированию навыков записи
В англоязычной и общеевропейской культуре обучению письму уделяется значительное внимание. Делается это последовательно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевозможных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Думается, что и нам ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru