Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что большинство детей младшего возраста не достаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не видят сходства и различия цветов, размещая цвета по наглядному образцу, путают названия цветов, в активном словаре некоторых детей отсутствуют названия многих основных и дополнительных цветов, названия цветовых оттенков, что подтвердило необходимость разработки форм, методов, средств формирующих представления о сенсорных эталонах цвета.
- в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста, которые заключаются в том, что если: будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.
- в ходе моделирующего эксперимента нами установлено, что на каждом этапе формирования сенсорных представлении изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.
Установлено в ходе проведенного второго констатирующего эксперимента, что произошли существенные изменения в сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета, на начальном этапе 60% детей имели низкий уровень, а по завершению эксперимента 60% детей овладели общими представлениями о хроматических и нехроматических цветах, повысился уровень самостоятельности при выполнении соответствующих действий, но в тоже время дети затрудняются еще при назывании дополнительных цветов и оттенков, что связано на наш взгляд с достаточно длительным периодом процесса активизации названий сенсорных эталонов в речи.
Таким образом, данные полученные в результате проведения исследовательской работы подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.
Приложение 1
Таблица №1«Результаты 1 констатирующего эксперимента по сформированности восприятия цвета»
Имя Ф. |
Выбор цвета |
Размещение |
Выбор цвета |
Самостоятельн ое | |
по наглядному |
цветов |
при назывании |
название цвета | ||
образцу |
по наглядному |
его взрослым | |||
образцу | |||||
Рома З. |
11 |
0 |
2 |
2 | |
Даша Е. |
11 |
0 |
2 |
1 | |
Дима Г. |
9 |
0 |
10 |
6 | |
Даша Ш. |
11 |
7 |
11 |
9 | |
Нилефар Б. |
11 |
3 |
9 |
2 | |
Настя Т. |
11 |
5 |
11 |
6 | |
Полина Е. |
11 |
2 |
2 |
2 | |
Аня Ч. |
11 |
9 |
11 |
11 | |
Леня Ю. |
11 |
5 |
11 |
8 | |
Карина Т. |
4 |
0 |
8 |
1 |
Подробно о педагогике:
Лингвистические основы обучения орфографии в школе
педагогический орфографический грамотность школьник «Современное письмо состоит из трёх частей, построенных одна на другой: алфавита, графики и орфографии»; в начальных классах необходимо обучать детей письму во всех элементах, в их взаимосвязи. И методика правописания не должна отгораживаться от б ...
Особенности методики
Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов отрицал распростра ...
Основные функции языка и их реализация в речи
Функции языка неравноценны. Фундаментальными признаются те функции языка, выполнение которых предопределило его возникновение и конститутивные свойства. Важнейшая общественная функция языка – коммуникативная. Она обуславливает его основную характеристику – наличие материальной (звуковой) формы и си ...