Введение ЕГЭ позволило не только повысить объективность оценки образовательных достижений выпускников средней школы, создать основу для сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях вариативного образования, заложить фундамент общероссийской и региональных систем оценки качества образования, но и способствовать решению ряда социальных задач, связанных с созданием равных возможностей на получение высшего профессионального образования гражданам страны вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи. Вместе с тем ЕГЭ позволяет получить информацию о состоянии образования в стране, в регионе, в отдельных образовательных учреждениях, судить о тенденциях в изменениях, происходящих в образовании, создает основу для управления качеством образования региона.
Все это означает, что в российском образовании, с введением ЕГЭ, теперь появляется:
- возможность объективного сравнения результатов обучения (основной составляющей качества образования) в разных территориях и учебных заведениях;
- возможность отслеживать результаты одного учебного заведения или территории в динамике;
- действенный инструмент неадминистративного управления качеством образования – система образования будет самостоятельно стремиться удовлетворить требованиям, предъявляемым к результату.
Результаты Единого государственного экзамена, показанные выпускниками школы, позволяют дать оценку деятельности системы образования, особенностям организации образовательного процесса, качеству представляемой образовательной услуги, что крайне важно для планирования шага развития. По отношению к образовательному процессу их можно разделить на несколько групп: учащиеся, родители, педагоги администрации образовательных учреждений, органы управления образованием и прочие организации (учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, предприятия, желающие повлиять на процесс обучения с целью дальнейшего привлечения выпускников в свою структуру). При этом каждой такой категории пользователей требуется своя информация в компактном, наглядном и удобном для восприятия виде.
Выпускников 11-х классов в первую очередь интересуют индивидуальный тестовый балл и собственный рейтинг по данному предмету, конкурсные баллы в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования для определения степени своей конкурентоспособности.
Учителю важно знать структуру, содержание и уровень трудности контрольных измерительных материалов, тестовые баллы своих выпускников по данному предмету, средние тестовые баллы по классам, школе, территории, региону и стране. Для содержательного анализа ему также необходима информация о процентах выполнения заданий одной сложности разными группами, каждым выпускником и возможность их сравнения с данными выпускников региона.
Администрации образовательных учреждений и работникам органов управления образованием необходима сводная информация о результатах экзаменов по образовательным учреждениям, муниципалитету, группам школ, региону и стране в целом.
Что касается родителей, то одних (родители выпускников) интересует уровень учебных достижений их детей, а других (дети которых еще только идут в старшие классы) – рейтинг общеобразовательного учреждения, а также проходные баллы в высшие, средние и начальные профессиональные учебные заведения. В последнее время именно последняя категория родителей все более активно использует образовательную информацию и влияет на внедрение в школах независимых форм аттестации учебного процесса.
Результаты ЕГЭ дают аналитику массу всевозможных данных, которые могут накладываться на информацию другой ведомственной статистики. При этом становится явной проблема выбора алгоритма и приемов в сравнении и сопоставлении, методов математической обработки и формата представляемой обобщенной информации. Суть её заключается в том, что на сегодня отсутствует общепринятая методика анализа, позволяющая использовать данные о результатах сдачи ЕГЭ выпускниками школы в оценке деятельности школы, а существующая практика имеет два противоположных полюса. Одни исследователи ратуют за практически неограниченное использование результатов ЕГЭ – вплоть до скоропостижных управленческих решений и заслуженно попадают под обвинения в использовании некорректных подходов. Другие, имея на руках многолетний массив данных, отстаивают идею невозможности каких-либо сравнений и сопоставлений на их основе.
Жесткое предписание ныне действующей законодательной нормы к форме ЕГЭ не соответствует природе педагогических отношений, главный субъект которых – обучающийся – слишком сложен и уникален для оценивания результатов его обучения, воспитания и развития исключительно в стандартизированной форме. Может быть, все-таки стоит прислушаться к мнению тех, кто предлагает включить в понятие ЕГЭ, помимо тестирования по учебным предметам, тесты на креативность, систему портфолио, которая включала бы в себя нестандартизированные формы оценивания знаний, умений и компетенций.
Подробно о педагогике:
Закрепление изученного
- А теперь "Проверь себя" 1. Какого композитора называют музыкальным сказочником? 2. Узнай музыкальный фрагмент. Самопроверка. - Какую песню, известную вам и созвучную нашей теме, вы могли бы вспомнить? - Как ее нужно исполнять? · "Сказки гуляют по свету" - исполнение. 2. Итог у ...
Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у
детей
Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных ...
Анализ
результатов исследования, полученных через детское литературное и
художественное творчество
Кроме работы по выбранной программе обучения на уроках природоведения экспериментатор говорит о необходимости охраны природных богатств, их рациональном использовании, значимости природных материалов в жизни человека, учит бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. В ...